0
954
Газета СНГ Интернет-версия

28.05.2002 00:00:00

От "многовекторности" - к евроатлантическому вассалитету

Тэги: украина, нато, кучма


Как уже писала "НГ", в прошлый четверг с пресловутой украинской "многовекторностью" было покончено: Совет национальной безопасности и обороны Украины под председательством президента Леонида Кучмы принял решение о начале процесса по вступлению страны в НАТО.

Российское и в еще большей степени украинское информационное пространство в последние дни заполнено "белым шумом", общий смысл которого примерно таков: НАТО - вовсе не стратегический противник (о бомбардировках Югославии всего лишь три года назад предпочитают сегодня не вспоминать), а эффективный механизм безопасности в Европе, альтернативы которому не существует.

Киевское заявление следует рассматривать с учетом результатов недавней встречи Кучмы и Путина в Сочи, где речь шла не только об интеграции Украины в ЕврАзЭС, но и (по нашим данным, подтверждаемым из источника в администрации президента России) о поставках газа и его транспортировке в Европу через территорию Украины. Между "натовским" и "газовым" сюжетами просматривается прямая причинно-следственная связь. Видимо, в ближайшее время предметом торга Киева с Москвой станет вопрос о подаче или неподаче Украиной заявки на вступление в НАТО.

Однако украинские стратеги просчитались в своем "евроатлантическом" рвении: вместо бурного восторга западных элит и нейтральной реакции из Москвы все получилось наоборот: скромная похвала американского посла на Украине Карлоса Паскуаля и чрезвычайно бурная реакция российской политэлиты. Впрочем, геополитика и международные отношения никогда не относились к сфере интересов украинской элиты, отсюда убогость в суждениях и тотальное непонимание существа происходящих процессов.

В связи с принятием в НАТО новых членов наблюдается тенденция к внутреннему расслоению блока: во-первых, США, во-вторых, Великобритания, в-третьих, западноевропейские романо-германские страны, в-четвертых, "страны Лимитрофа" - Польша, Чехия, Венгрия и далее на восток. (Участие в альянсе православной Греции до сих пор является проблемой как для самой Греции, так и для НАТО.) Поэтому наиболее прогнозируемый сценарий "евроатлантической интеграции" Украины может выглядеть примерно так: НАТО получит от Украины все то, чем любая страна добровольно жертвует при вступлении в альянс - доступ ко всем военным секретам, возможность оказывать влияние на структуру и численность армии, на внутреннюю политику в целом и т.д. (т.е. речь идет о частичном ограничении суверенитета). При этом Киев ничего или почти ничего не получит взамен (не считая относительно небольших подачек в рамках совместных учений типа "Си бриз" или "Казацкая степь"). Значительная часть украинской элиты вполне серьезно считает, что Украина может стать частью "золотого миллиарда". Сложно понять, откуда такая уверенность.

Воистину судьбоносное решение об интеграции Украины в НАТО не может остаться без последствий. Но едва ли эти последствия почувствует на себе НАТО или его отдельные члены. Нет уверенности и в том, что реальные результаты ощутит и сама Украина - министр обороны Украины Владимир Шкидченко даже заявил, что речь о переходе украинской армии на военные стандарты НАТО не идет. Единственно, в чем Украина сможет почувствовать последствия своего решения, так это в усилении проатлантической массовой пропаганды в СМИ.

Зато реально смогут ощутить последствия принятого решения сами лица, его принявшие. Оно развязывает руки России как фактору украинского политического процесса и снимает с нее большую часть моральных обязательств перед нынешним режимом. В России негласно подразумевалось, что Кучма, несмотря на имидж "невыездного", поддерживается официальной и деловой Москвой как лоббист интересов российского бизнеса на Украине и гарант невступления страны в НАТО. В кругах политической и бизнес-элиты обсуждался вопрос о возможности и целесообразности его третьего президентского срока, и, что удивительно, сторонников подобного сценария было не так уж мало.

Кроме того, российские политики, как бы из вежливости по отношению к нынешнему украинскому президенту, жестко ограничивали свои контакты с украинской оппозицией. Теперь в Москве многие вспомнят, что из украинских политиков первого ряда едва ли не все, за исключением Юлии Тимошенко, Александра Мороза, коммунистов и нынче маргинальной Натальи Витренко, успели в свое время сделать заявления о необходимости вступления Украины в НАТО.

23 мая стало "моментом истины" и для секретаря СНБОУ Евгения Марчука. Несмотря на то что Марчук был известен как человек без четких принципов в геополитике, некоторые весьма влиятельные лица в Москве присматривались к нему как к возможному кандидату на роль "украинского Путина". В прошлый четверг он существенно облегчил жизнь этим людям, разом поставившим крест на его кандидатуре.

Впрочем, не исключено, что гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" может весьма скоро встать перед нынешним украинским политическим режимом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
800
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
850
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1110
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
796

Другие новости