0
963
Газета СНГ Интернет-версия

07.04.2010 00:00:00

Рельсовый тупик

Тэги: таджикистан, узбекистан, конфликт


Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, находящийся с визитом в Душанбе, вчера призвал соседний Узбекистан не задерживать железнодорожные грузы для Таджикистана. «НГ» уже писала о блокаде железнодорожных поставок в эту страну из Узбекистана и о том, что на прошлой неделе движение поездов возобновилось. Душанбе, однако, утверждает, что ситуация далека от разрешения.

Напомним, в марте Душанбе обвинил Ташкент в преднамеренной задержке железнодорожных вагонов, называя это рычагом давления в споре за использование водно-энергетических ресурсов в регионе. Премьер-министр Таджикистана Акил Акилов, находясь в Нью-Йорке, обратился с просьбой к генсеку ООН Пан Ги Муну с просьбой помочь урегулировать конфликт. В свою очередь, МИД Узбекистана проинформировал таджикскую сторону, что предпринимает меры по отправке грузов соседям. Одной из причин загруженности железнодорожных путей, по сообщению узбекской стороны, является необходимость выполнения международных обязательств по обеспечению пропуска невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан. В то же время руководству железной дороги «Узбекистон темир йуллари» было поручено в кратчайшие сроки решить проблему.

«НГ» также стало известно, что официальный Душанбе с просьбой урегулировать конфликт на железной дороге обратился и к России. 26 марта в ходе неформального заседания Совета министров иностранных дел ОДКБ статс-секретарь заместитель министра иностранных РФ Григорий Карасин обсудил данный вопрос с замминистра иностранных дел Узбекистана Бахтиером Исламовым. Узбекский дипломат, по информации «НГ», сообщил Карасину, что решение вопроса находится под контролем правительства Узбекистана и первый железнодорожный состав уже пересек границу Таджикистана.

Более того, о том, что Узбекистан вновь начал пропускать через свою территорию железнодорожные грузовые составы, идущие в Таджикистан, сообщила 26 марта немецкая радиостанция DW-WORLD со ссылкой на государственное унитарное предприятие «Таджикская железная дорога», а также ряд информационных агентств.

Однако в таджикском Министерстве транспорта и коммуникаций ГПУ «Рохи охани Точикистон» (Таджикская железная дорога) не согласны с данной информацией. В редакцию «НГ» поступило письмо, в котором заместитель начальника предприятия Усман Каландаров утверждает, что «с конца ноября 2009 года руководство Узбекской железной дороги безосновательно допускает массовые задержки транзитных грузов, следующих назначением в Таджикистан... Так, по состоянию на 01.04.10 на территории Узбекистана находится более 2000 вагонов, следующих назначением в Таджикистан. Из них 467 вагонов с ГСМ, предназначенными для проведения весенне-полевых работ, 25 вагонов с тяжелой техникой, предназначенной для проведения берегоукрепительных работ, 29 вагонов с битумом, 44 вагона с цементом, 293 вагона с глиноземом, 140 вагонов с зерном и мукой и другие вагоны с народно-хозяйственными грузами... Являясь членом Организации Сотрудничества железных дорог, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» (Узбекская железная дорога. – «НГ») грубо нарушает основополагающие принципы «Соглашения о международном грузовом сообщении» и ряд других соглашений». По мнению таджикской стороны, «вместо принятия надлежащих мер по скорейшему решению данной проблемы руководство ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» под разными предлогами усугубляет ситуацию. По одной из версий, это следствие производимых работ по реконструкции железнодорожного участка Термез–Амузанг из-за схода обильных селевых потоков, в то время как в данной местности дождей практически не бывает».

Высокопоставленный дипломат МИД Узбекистана пояснил «НГ», что проблема действительно существует. Но она не «имеет политической подоплеки» и «обусловлена чисто техническими причинами, в том числе многократным увеличением грузопотоков и перегруженностью железнодорожной инфраструктуры Узбекистана». По его информации, на узбекской железной дороге скопились грузы не только для Таджикистана, но и для Афганистана, Ирана, а также для самого Узбекистана. Руководству «Узбекистон темир йуллари» было поручено составить новый график движения поездов и отдельный график для Таджикистана. «26 марта действительно прошел первый состав в Таджикистан. Но на сегодняшний день ситуация продолжает оставаться сложной. Специально для Таджикистана формируются составы, но движение очень медленное», – сказал «НГ» представитель узбекского внешнеполитического ведомства.

Источник в таджикском правительстве подтвердил «НГ» эту информацию, сообщив, что на днях прошли 150 вагонов с грузом для таджикского алюминиевого завода (ТАЛКО), правда, на основе двусторонних договоренностей. По его словам, руководство ТАЛКО лично договаривалось с узбекской стороной о беспрепятственном пропуске своего груза.

Не остался в стороне от конфликта Вашингтон. Решать вопросы транзита грузов для Афганистана в Ташкент прибыл командующий центральным командованием США генерал Дэвид Петреус. В ходе встречи с президентом Исламом Каримовым будет затронута тематика транзита невоенных грузов через территорию Узбекистана, сообщило агентство Regnum. На брифинге для журналистов он сообщил, что «США не планируют обсуждения вопроса по открытию военной базы на территории Узбекистана». В их планах расширение транзитных маршрутов. «Из-за увеличения подготовки войск США и НАТО в Афганистане необходимо расширять транзитные маршруты, и Узбекистан играет важную роль в этом процессе», – заявил Петреус.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
699
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1191
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
878
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
455

Другие новости