0
3864
Газета СНГ Интернет-версия

22.04.2010 00:00:00

Ташкент забыл о долге, а Москва не напомнила

Тэги: узбекистан, россия, киргизия, переворот


узбекистан, россия, киргизия, переворот Ислам Каримов провел переговоры в Кремле.
Фото Reuters

Запланированный еще полгода назад визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву пришелся ко времени. В Центральной Азии неспокойно, и для российской стороны важно понять позицию влиятельного в регионе узбекского лидера. Во вторник президенты РФ Дмитрий Медведев и Ислам Каримов обсудили двусторонние отношения и ряд будущих экономических мегапроектов, а также ситуацию в соседней Киргизии. Разговор о государственном долге Узбекистана России, который составляет 700 млн. долл., был отложен.

Поднималась ли тема госдолга Узбекистана на переговорах Дмитрия Медведева и Ислама Каримова за закрытыми дверями, неизвестно. Но на итоговой пресс-конференции главы двух государств об этом не обмолвились ни словом, они заострили внимание на негативном влиянии мирового кризиса, который отразился на торговых отношениях Москвы и Ташкента. В 2009 году товарооборот России и Узбекистана, хоть и составил 4,5 млрд. долл., тем не менее снизился на 25%.

По мнению экспертов, поскольку визит главы Узбекистана не предполагал подписания фундаментальных документов, президенты, чтобы не будоражить общественность, не стали упоминать о проблемах, которые не решаются многие годы. Это проблема погашения государственного долга Узбекистана и сложности с конвертацией национальной валюты – сума. Впрочем, этими вопросами занимается межправительственная российско-узбекская комиссия.

«Внешний государственный долг Узбекистана перед Россией возник в первой половине 90-х годов. Тогда Узбекистан, равно как и другие постсоветские страны, вынужден был выйти из рублевой зоны и получал российские товары и технику в рассрочку», – сказал «НГ» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Он напомнил, что в то время на всем постсоветском пространстве проводились экономические реформы, скоротечно менялись формы собственности, условия хозяйствования. «На этом обстоятельстве Ташкент решил сыграть. В конце 90-х годов Олий мажлис (парламент) Узбекистана на своей очередной сессии принял решение не признавать долги российских предприятий как единый государственный долг и оставить его на уровне корпоративного», – пояснил Куртов.

Россия, по его словам, напротив, заинтересована в том, чтобы вариант Ташкента не принимать. А оформить это как долг, который можно востребовать. «Узбекские власти рассчитывают и на другое. Перед ними есть пример поведения российского правительства в отношении требования долгов со стран так называемого дальнего зарубежья, когда были прощены более солидные долги Афганистану, Анголе, Монголии, Алжиру, Ираку и многим другим странам. Причем это долги на десятки миллиардов долларов. По всей видимости, в Ташкенте считают, что, поскольку Москва такая щедрая в отношении стран, которые не являлись частью бывшего Советского Союза, то почему бы не продавить списание своего долга», – сказал «НГ» Куртов.

Что же касается двустороннего экономического сотрудничества, то, по мнению эксперта, «особого кризиса здесь не наблюдается». Сегодня в Узбекистане работают свыше 800 российских предприятий. Россия вкладывает значительные инвестиции, преимущественно в газовую отрасль. В 2009 году «Газпром» закупил 15,4 млрд. куб. м узбекского газа. И законтрактовал на 2010 год 15,5 млрд. куб. м узбекского газа, в том числе до 6,5 млрд. куб. м у «ЛУКОЙЛа», который наращивает добычу газа в рамках двух проектов, реализующихся на базе СРП, и к 2013 году намерен увеличить мощность до 12 млрд. куб. м газа.

Что же касается узбекского приглашения россиянам принять участие в развитии свободной экономической зоны (СЭЗ) «Навои», то, как заметил Аждар Куртов, «это больше политическое решение, чем экономическое». Как известно, аэропорт «Навои» является крупным логистическим узлом, через который перевозятся невоенные грузы США в Афганистан. «Поэтому российскому бизнесу в СЭЗ «Навои», скажем так, будет очень тесно. Вхождение россиян в СЭЗ «Навои» может быть ради добычи золота или урана. А эти стратегические отрасли Ташкент Москве не предлагает, там задействованы другие партнеры Узбекистана. Ташкент – как в политике, так и в экономике – следует принципу многовекторности: с Россией сотрудничает по газу, а с Южной Кореей и Японией – по золоту и урану», – сказал Куртов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
715
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
818
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1168
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
935

Другие новости