0
3043
Газета СНГ Интернет-версия

11.04.2013 00:01:00

Православная фреска за позолоченный купол

Тэги: грузия, памятники, реставрация, турция


грузия, памятники, реставрация, турция Восстановление храма Ишхани требует особого подхода. Фото с сайта www.wikipedia.org

МИД Грузии обратился к правительству Турции с требованием приостановить реставрацию храма Ишхани, датирующегося IX–X веками. Побывавшая на месте экспедиция из Тбилиси ведущиеся работы сочла угрожающими этому памятнику. Реабилитация храма Ишхани проводится по договору между Тбилиси и Анкарой, согласно которому Турция обязалась отреставрировать четыре грузинских храма на своей территории, а Грузия – отстроить заново или восстановить несколько мечетей в Аджарии и Самцхе-Джавахети, возведенных в период османского владычества.
Несмотря на неоднократные обращения Тбилиси, Анкара не допустила на постоянной основе грузинских специалистов к реставрационным работам в Ишхани даже в качестве наблюдателей. Чем вызвано подобное упорство – сказать трудно. Побывавшую на днях в Тао (грузинское название провинции, где находится храм Ишхани. – «НГ») экспедицию из Тбилиси ожидало ужасающее зрелище. А во вторник вечером его могла видеть вся Грузия – большинство телеканалов в свои информационные выпуски включили отснятый участниками экспедиции видеоматериал. Снимать, по их словам, пришлось нелегально, поскольку до храма пришлось добираться, преодолевая нежелание местных властей, выставивших ряд жестких требований. В том числе запрет на фото- и видеосъемку.
Если вкратце, то в показанном сюжете по территории средневекового храма снует экскаватор и энергично орудует ковшом возле самых стен сооружения, не делая скидок на его почтенный возраст и историческую значимость. Выпавшие из стен камни отправляются в одну кучу со строительным мусором. Хоть с орнаментами, хоть гладкие, как ладонь. Такое же пренебрежительное отношение к фрескам. По словам грузинских ученых, что-то уже уничтожено безвозвратно. Отстроенные части стен храма и пара колонн признаками благородной древности не отмечены. Задействованы на объекте простые рабочие некой строительной фирмы, без участия предписанных в таких случаях археологов и архитекторов. Самые «безопасные» для средневекового храма применяемые инструменты, как видно из сюжета, кирка и лопата. Мимолетом мелькнула щетка. По словам митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Теодора, посетившего храм, после такой реставрации лишь Всевышнему известно, что от него останется.
МИД Грузии отреагировал на тревогу, поднятую экспертами и духовенством, и обратился к Анкаре с призывом приостановить работы в Ишхани и вернуться к рассмотрению вопроса об участии грузинских специалистов в реставрации храма. Как заявил замминистра иностранных дел Давид Залканиани, турецкая сторона отнеслась с пониманием. По словам же историка архитектуры Давида Хоштария, реабилитация Ишхани остановлена была днем раньше.
«Работы прекращены в основном благодаря нашим экспертам, которые не стали дожидаться, пока договорятся официальные структуры двух стран. В Ишхани под слоем нанесенной земли обнаружен пол, который нельзя трогать без дополнительного изучения… Надо отдать должное и турецкой стороне – она, по моим данным, сразу остановила работы. Планируется, что в ближайшие дни в Турцию отправится группа наших специалистов, и я вместе с ними, чтобы ознакомиться с происходящим на месте», – пояснил Хоштария журналистам.
Такое понимание с полуслова, конечно, замечательно. Однако при всем этом озадачивает следующее совпадение. Грузинская сторона, согласно упоминавшейся договоренности с турецкой о восстановлении мечетей и храмов на своих территориях, провела реабилитацию мечети Ахмадиэ в ахалцихской крепости Рабат. Занималось этим еще прежнее правительство и, по заверениям многих местных экспертов, мечеть реставрирована с грубейшими нарушениями. В частности, особое нарекание вызывает ее позолоченный купол – он должен быть свинцового цвета. Нашлись замечания и по ряду архитектурных решений как самой мечети, так и других крепостных сооружений. В результате критика вылилась в очередную стычку нового правительства Грузии с прежним. Вплоть до того, что «разбираться» стороны приехали специально в Ахалцихе. Бывшую власть представлял экс-премьер Вано Мерабишвили – выходец из этого городка, он лично курировал благоустройство Ахалцихе, в том числе реставрацию всего крепостного комплекса. Схватка вышла столь жесткой, а новые власти обозначили желание переделать Рабат «по канонам, а не по прихоти Саакашвили, уже ославившегося на весь мир устройством лифта в уникальном средневековом храме Баграта», так категорично, что обычно выдержанный Мерабишвили эмоционально взмолился: «Сводите счеты со мной лично, но не трогайте крепость!»
Естественно, исторические отклонения вроде позолоченного купола Ахмадиэ, придающего ахалцихской крепости отдаленное сходство с открыточным видом Иерусалима с Храмовой горой, раскритикованные грузинскими экспертами, не ускользнули от их турецких коллег. В итоге вопрос купола несколько дней назад в Стамбуле обсуждался на встрече премьер-министра Турции Реджеп Тайипа Эрдогана с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Турецкий лидер великодушно согласился не вгонять соседей в дополнительные расходы и оставить позолоту на мечети Ахмадиэ. Но подобная покладистость на повышении качества реставрационных работ в Ишхани пока не отразилась.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
642
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
663
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
896
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
636

Другие новости