0
4181
Газета СНГ Интернет-версия

31.03.2016 00:01:00

Иностранным наемникам в Украине будут выдавать украинские паспорта

Тэги: украина, вооруженный конфликт, донбасс, всу, наемники, гражданство


украина, вооруженный конфликт, донбасс, всу, наемники, гражданство Больше всего иностранцев служит в батальоне «Азов». Фото Reuters

Украинская власть окончательно утвердила упрощенную процедуру предоставления гражданства иностранцам, которые по контракту служат в Вооруженных силах Украины (ВСУ). И сразу же приступила к рассмотрению более сложного вопроса – о лишении гражданства украинцев, совершивших преступления против основ национальной безопасности. Вчера соответствующий законопроект, зарегистрированный еще в 2014 году, в последний момент был снят с рассмотрения. Однако сторонники такой меры наказания могут учесть замечания и зарегистрировать новый проект.

Упрощенный порядок получения украинского паспорта военнослужащими обсуждался в парламенте половину прошлого года. 

В конце января 2016-го депутаты приняли решение: чтобы получить гражданство, достаточно подписать трехлетний контракт на службу в ВСУ и безукоризненно выполнять взятые на себя обязательства. Президент Петр Порошенко подписал принятый закон на этой неделе.

А в повестку дня Верховной рады тут же был внесен второй законопроект, который тоже давно обсуждается и вызывает споры в обществе, получив в СМИ название «лишение гражданства за сепаратизм». Примечательно, что оба вопроса были в 2015-м оформлены в виде петиций, зарегистрированных на сайте администрации президента. И оба набрали необходимое количество голосов в поддержку, чтобы быть вынесенными на рассмотрение органов власти. Если с упрощенным порядком предоставления гражданства проблем не возникло, то относительно лишения гражданства президент Порошенко в конце прошлого года обратился к правительству. Дело в том, что в украинском законодательстве, которое запрещает двойное гражданство, предусмотрен добровольный отказ от украинского паспорта, но до сих пор не было мер по принудительному лишению гражданства.

Депутаты, зарегистрировавшие законопроект в момент начала событий в Донбассе, в пояснительной записке заявили, что новая ситуация в стране требует законодательных изменений: «Задачей Уголовного кодекса является не только защита прав и свобод отдельного гражданина, но и обеспечение охраны конституционного строя Украины от преступных посягательств… Этим законом определено, что действия, направленные на свержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность Украины, государственную измену, угрожают основам национальной безопасности».

Сторонники идеи «лишения гражданства за сепаратизм» отмечают, что в последние годы участились перечисленные преступления, в связи с чем Верховная рада в прошлом году ужесточила наказание, увеличив предусмотренные Уголовным кодексом сроки лишения свободы. «В то же время лица, осужденные за действия, направленные на разрушение государства, продолжают находиться под защитой государства (поскольку имеют украинский паспорт. – «НГ»)», – указали авторы законопроекта, считающие такое положение вещей «неадекватным». Поэтому они предложили ввести новую меру наказания – лишение гражданства.

Предполагалось дополнить статьи Уголовного кодекса: лишение гражданства должно было стать не отдельной мерой наказания, а дополнением к другим, уже утвержденным мерам. Соответствующее решение, по логике авторов идеи, должно было приниматься судом. То есть лишить гражданства можно в том случае, если в судебном порядке будет доказана вина подозреваемого.

В частности, за действия, направленные на свержение конституционного строя или на захват власти, предлагалось к 5–10-летнему сроку тюремного заключения добавить и возможность прекращения гражданства. За действия, которые суд расценит как посягательство на территориальную целостность государства, предполагалось дополнить такой же мерой действующие виды наказания – 3–5 лет лишения свободы для рядового гражданина и 5–10 лет тюрьмы для групп лиц и для представителей власти.

Кроме того, лишением гражданства предлагалось наказывать за государственную измену (вдобавок к предусмотренной в УК мере – 12–15 лет тюремного заключения); за совершенную диверсию или за шпионаж (к 10–15 годам тюрьмы); за препятствование законной деятельности ВСУ (сейчас предусмотрено 5–8 лет лишения свободы с возможностью увеличения срока до 15 лет в случае, если действия привели к гибели людей или другим тяжелым последствиям). Отобрать паспорт могли бы и в наказание за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (предусмотрен тюремный срок от 10 до 15 лет с возможностью применения меры о пожизненном заключении).

Дополнительным наказанием для лишенных гражданства стала бы конфискация у них имущества, которым, согласно украинскому законодательству, могут владеть только граждане Украины. В первую очередь речь идет о земельных паях – наделах земель сельскохозяйственного назначения, которые получили в собственность многие украинцы.

Радикальные политические силы настаивают, что отмена гражданства за преступления против основ национальной безопасности не противоречит международным нормам и практикам. В качестве примера они приводят законодательство Франции, Швейцарии, США.

Однако Главное научно-экспертное управление Верховной рады пришло к выводу, что зарегистрированный законопроект противоречит и украинской Конституции, и международным обязательствам государства. Управление сослалось на Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 года, ратифицированную Украиной 11 января 2013 года, и Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 года, ратифицированную Украиной 20 сентября 2006-го. Эти документы «предоставляют право государствам-участникам в своем внутреннем законодательстве предусмотреть возможность лишения гражданства, в том числе и за поведение, которое угрожает жизненно важным интересам государства…», но в их тексте содержится оговорка, что в итоге лицо не должно остаться без гражданства вообще.

Кроме того, критики законопроекта отметили, что его авторы вписали поправки не в те нормы УК. Если речь идет о наказании, то требовалось вписать новшества в раздел «Наказание и его виды», а не в раздел «Другие меры уголовно-правового характера». «Если же отмена гражданства Украины предусмотрена в качестве меры безопасности, то такое понимание выглядит крайне сомнительным. Ведь меры безопасности – это профилактические меры, которые… могут применяться для предотвращения совершения лицом новых общественно опасных деяний», – пришли к выводу эксперты. По их мнению, лишение гражданства к таким мерам не относится. Кроме того, эксперты указали на принципиальное противоречие: украинское законодательство возлагает обязанности, связанные с предоставлением и прекращением гражданства Украины, на президента; а депутаты своим законопроектом делегировали эти функции судам.

Учитывая число замечаний, профильный парламентский комитет предложил снять законопроект с рассмотрения. Решение принималось в полупустом зале, поскольку большинство депутатов в кулуарах обсуждали вопросы, связанные с формированием новой правящей коалиции. Многие сходились во мнении, что досрочные выборы Верховной рады практически неизбежны. И отмечали, что решения, не принятые сейчас, могут быть внесены повторно уже новым составом парламента.

Эксперты считают, что радикалы могут снова инициировать вопрос о «лишении гражданства за сепаратизм». Однако президент Украины будет осторожно относиться к этой теме: даже если депутаты когда-либо проголосуют, глава государства применит право вето. Член Общественного комитета национальной безопасности Украины, политолог Алексей Полтораков в комментарии изданию «Дело» пояснил: «Лишение гражданства всегда рассматривается как более чем жесткая и даже в чем-то жестокая мера, ставящая под сомнение демократичность и гуманность самого государства, ее применившего. Вспомним хотя бы, что за действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР», гражданства были лишены известные советские диссиденты и невозвращенцы. Полтораков подчеркнул, что те политические силы в Украине, которые считают, что такой вид наказания искоренит сепаратистские настроения, глубоко ошибаются. «Наличие и развитие сепаратистских настроений – это следствие внутреннего кризиса политики и общества, а не внешняя проблема наличия или отсутствия паспорта… Каждое современное государство решает эту проблему по-своему. Печальный парадокс в том, что подобные конфликты, пожалуй, нерешаемы в принципе – социальное напряжение, воплощаемое в сепаратизм, можно лишь снизить и ослабить, но не ликвидировать. Поэтому единственный прогрессивный путь – это вопрос диалога, готовности не только говорить, но и слушать и слышать», – отметил он.  

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
857
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1445
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1051
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
554

Другие новости