0
4797
Газета СНГ Печатная версия

24.05.2020 20:30:00

Взять "телеграф" Пашиняну не удалось

Армяне продолжают доверять революционной власти, помня о безнадежности при всех прежних властях

Ашот Газазян

Юрий Симонян
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Ашот Газазян – корреспондент Deutsche Welle в Армении; Юрий Симонян – заместитель заведующего отделом политики стран ближнего зарубежья «НГ».

Тэги: армения, пашинян, критика, экономика, коронавирус, пандемия

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

армения, пашинян, критика, экономика, коронавирус, пандемия Никол Пашинян честен с народом, и это, пожалуй, его главный козырь. Фото с сайта www.primeminister.am

В Армении нарастает нервозность. Практически все оппозиционные СМИ, а их большинство на медиаполе, переполнены публикациями об ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране. Каждый шаг премьер-министра Никола Пашиняна и правительства в целом рассматривается как под микроскопом и подвергается нещадной критике. Причем нередко с употреблением обсценной лексики. Она, к сожалению, становится привычной и на телеканалах, и в стенах парламента. Свою долю вносит в общее настроение людей и эпидемия, с которой власти пока не справляются.

На днях Микаэл Минасян – бывший посол Армении в Ватикане и по совместительству зять экс-президента Сержа Саргсяна, выступил с заявлением о том, что правительство провалило борьбу с пандемией, и предложил свое видение преодоления посткоронавирусного кризиса. «Чтобы антикризисный план сработал, необходимо начать с главного – изолировать и убрать с должности премьер-министра Никола Пашиняна», – заявил Минасян, а сделать это, по его мнению, может на данном этапе только правящая политическая сила, то есть фракция «Мой шаг», получившая на выборах подавляющее большинство мандатов в парламенте и, конечно, поддерживающая своего премьера. «Это последняя и самая важная попытка уберечь Армению от глобальных потрясений, что, кстати, является вопросом нескольких недель, – считает Минасян. – Только у политического большинства есть возможность спасти страну от опустошения и максимально безболезненно убрать Никола. Больше ни у кого». Минасян уверен, что Пашинян не может действовать без конфликта, способен только «разрушать, уничтожать, сводить к нулю». Разумеется, лично Минасян не может считать иначе: против его отца, бывшего главного врача большого медцентра в Ереване, и тестя возбуждены уголовные дела, у правохранителей вопросы к остальным членам семьи Саргсяна только начинаются, а сам Минасян объявлен в розыск...

Представители политического большинства, разумеется, считают иначе. Так, депутат Национального собрания Армении от правящей фракции «Мой шаг», то есть из того самого большинства, к которому обращается Минасян, член постоянной парламентской комиссии по внешним связям Ануш Беглоян считает, что, «к сожалению, многие эксперты и СМИ принадлежат не просто к оппозиции, а к реваншистской оппозиции». «Пытаясь создать виртуальный образ нестабильной ситуации, они не в состоянии тем не менее воплотить это представление в реальность, поскольку не имеют сколько-нибудь значимой социальной базы поддержки. Диалог власти и общества происходит без участия реваншистов и их фейков», – сказала «НГ» Беглоян. По ее словам, диалог этот касается прежде всего конкретных вопросов хозяйствования, в обсуждении которых выборные и исполнительные органы власти демонстрируют открытость и готовность выслушать всех своих избирателей. В качестве примера она привела работы по расширению программ помощи социально незащищенным слоям населения, а также малому и среднему бизнесу в период пандемии. Из более ранних примеров такого диалога депутат назвала государственную поддержку в создании системы сертифицированных скотобоен после того, как стало очевидно, что решение правительства о запрете торговли несертифицированным мясом встретило сопротивление в среде животноводов. И подобных примеров много. Беглоян подчеркнула, что любое общественное обсуждение политических и структурных реформ, проводимых правительством и парламентом, также выдается за политический кризис или признак нестабильности, тогда как это нормальный процесс гражданского обсуждения ключевых вопросов, связанных с будущим страны, и он должен приветствоваться любыми политическими силами, выступающими за здоровый политический процесс. «Известно, армяне – народ эмоциональный, и если бы в стране назревал политический кризис, на улицах Еревана и регионов должны были бы проходить нескончаемые демонстрации, а этого нет и, думается, не будет, поскольку правительство работает практически в круглосуточном режиме и делает все, чтобы снять вопросы, продиктованные пандемией», – заявила Ануш Беглоян.

104-2-2350.jpg
В Армении, как и везде, коронавирус привнес
новые правила. Фото РИА Новости
«В целом правительство Пашиняна буксует, причем ровно потому, что не имеет повестки», – считает, в свою очередь, политолог Армен Минасян. Он согласен с тем, что два года назад некая повестка существовала, однако в течение времени она не реализовалась и продолжает сохранять актуальность – в общественных ожиданиях и отчасти в рамках правительства Пашиняна или групп интересов внутри власти. По его словам, Пашиняну довольно долгое время удавалось каким-то образом обосновывать отсутствие резких шагов или фундаментальных перемен, в том числе ссылаясь на действия прежних властей, противостояние бюрократии, судебной системы и так далее: «С одной стороны, была эйфория, а с другой – жизнь текла своим чередом, ситуация была стабильной, и большинство людей не обращало внимания на действия и эффективность власти». Политолог находит «довольно тривиальной» ситуацию после революционных перемен – как правило, люди начинают подводить итоги через пару-тройку лет. «Но случилось так, что этот период совпал с кризисом в связи с коронавирусной эпидемией, и люди, и не только рядовые граждане, но и некоторые деятели внутри власти и соратники Пашиняна, начали обращать внимание на качество и стиль правления революционной власти, – сказал «НГ» Минасян. – Многие из них вдруг обнаружили, что в их жизни ничего не произошло: социально-экономическая ситуация в целом не изменилась, коррупция не искоренена, многие обещания не выполнены, а некоторые и вовсе забыты. По ходу карантинных мер эти вопросы и обсуждения набирают обороты и становятся интенсивнее». Обращаясь к теме популярности Пашиняна, эксперт отметил, что доступных сведений по поводу реального рейтинга нет, но «есть мнение, что сейчас он ниже 30%. Понятно, что на этом фоне происходят перегруппировки не только в оппозиции, но и в стане Пашиняна, и, несмотря на чрезвычайное положение, мы становимся свидетелями активизации оппозиционных сил и внутриполитических процессов в целом».

С этим можно было бы не спорить, но консолидации сил оппозиции как не было, так и нет. Вот как комментирует эту ситуацию Минасян: «Действительно, есть много противоборствующих политических сил и деятелей, и некоторые из них владеют довольно обширными людскими, административными, финансовыми и медиаресурсами. И несмотря на это, была объявлена формула «консенсус минус один», что подразумевает, что все против Пашиняна, я уверен – это никак не означает, что все эти силы сумеют объединиться против него. На самом деле ситуация «консенсус минус один» – результат позиционирования самого Пашиняна, который не хочет ни с кем сотрудничать или делить власть». По мнению Минасяна, если премьер не поменяет тактику и не пойдет на диалог хотя бы с теми, кто может на конкретных условиях сотрудничать с ним, то рано или поздно все действительно объединятся против него, хотя и не факт, что это объединение будет формальным или хотя бы организованным, и, возможно, каждый будет действовать отдельно и даже без синхронизации действий. «Не исключаю, что на какой-то момент интересы всех или критического большинства, включая некоторых представителей действующей власти, совпадут таким образом, что Пашиняну придется уйти. Но даже в этом случае нет никакой уверенности в том, что новым премьером станет представитель сегодняшней оппозиции», – отметил Армен Минасян.

Эксперт Манвел Гумашян, в свою очередь, оценивает сложившуюся социально-экономическую ситуацию как не очень отличающуюся от ситуации, например, в России – она ухудшается, и это обусловлено в первую очередь «коронавирусными каникулами». «О конкретных цифрах говорить пока рано, – сказал он «НГ». – По прогнозам, ожидается спад экономики от 2 до 5%». Эксперт посчитал важным отметить, что при этом международные рейтинговые службы дают относительно оптимистические прогнозы для Армении.

«Несмотря на ухудшение социально-экономических показателей, говорить о социальном бунте сегодня очень рано, – считает Гумашян. – Отдельные краткосрочные и малочисленные выступления имеются. Они возможны и впредь. Но бунта нет, и это так как минимум по двум причинам: при всех своих ошибках и промахах Пашинян честен в отношениях с народом. А это ценится. Кроме этого, сегодня не видно реальной силы, которая могла бы раскачать ситуацию в стране и поднять народ». По мнению Гумашяна, предпосылок к тому, что до конца года обстановка изменится, нет, несмотря даже на то, что оппозиция задействовала серьезные финансовые ресурсы. У бывшей власти, то есть большей части сегодняшней оппозиции, очень серьезные проблемы с поддержкой населения. Рейтинг «бывших» практически нулевой, считает эксперт.

«Если следить за событиями в Армении через призму СМИ, можно получить впечатление о гиперактивности оппозиционных сил, – говорит Гумашян. – Но дело в том, что после бархатной революции 2018 года многие СМИ остались под контролем бывших властей и людей из их окружения – «телеграф» революционеры не взяли». Сегодня эти СМИ действуют на пределе активности, отчего складывается деформированная картина действительности. То же самое можно сказать об экспертном сообществе. Учитывая, что революционный накал в целом еще сохраняется, в сложном положении находятся действительно независимые эксперты и СМИ. И их влияние на события даже в «виртуальной борьбе» незначительно. По мнению Гумашяна, главные проблемы, которые сегодня мешают реформам, не считая пандемии, – затянувшиеся преобразования в судебной системе и относительно низкий профессиональный уровень госаппарата.

Впрочем, утверждать, что в обществе совершенно нет каких-то разочарований в Пашиняне, нельзя. Но как бы там ни было, его правительство работает в авральном режиме ЧП, стараясь делать все, чтобы люди каждый день могли ощущать хоть какие-то изменения к лучшему. Главная задача при этом – не скатываться к политическим игрищам и выйти из кризиса, возникшего из-за пандемии. Времени у Пашиняна действительно не так много. Возможно, даже еще меньше, чем представляется. Но, по определенным данным, не меньше половины населения Армении готовы «подождать еще немного». Люди хорошо помнят «прелести» старой власти и надеются, что новая власть еще далеко не исчерпала себя. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
459
О милитаризации конфликтов во всем мире

О милитаризации конфликтов во всем мире

Применение силы нигде уже не считается красной чертой

0
489
Папа Римский опять стал патриархом Запада

Папа Римский опять стал патриархом Запада

Милена Фаустова

Для чего Франциск восстановил исторический титул

0
806
Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1192

Другие новости