0
1754

25.08.2011 00:00:00

Ливийские уроки

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор "НГ-энергии".

Тэги: ливия, вооруженный конфликт, россия, проекты


ливия, вооруженный конфликт, россия, проекты Ливию ждет большой передел активов и ресурсов.
Фото Reuters

Полугодовое противостояние режима Каддафи и его оппонентов, судя по всему, закончилось победой оппозиции. Разумеется, без военной поддержки США и НАТО исход этой борьбы за власть был бы не столь определенным. В связи с этим возникает вопрос, что приобрела и что потеряла Россия в результате смены власти в Триполи. Конечно, по большому счету об окончательном решении ливийского вопроса говорить рано, поскольку нельзя исключать обострения борьбы за власть уже между победителями – уж больно противоречивые силы объединились в оппозиции. Но о потерях, и прежде всего экономических, для России говорить уже можно и нужно.

В Москве, отмечает немецкое агентство Deutsche Welle, некоторые эксперты опасаются, что в случае свержения режима Муаммара Каддафи российские нефтяные компании не будут допущены к возобновлению работ в Ливии. «Мы потеряли Ливию окончательно. Нам не дадут зеленый свет, и, если кто-то думает по-другому, это обман», – заявил агентству Reuters глава российско-ливийского делового союза Арам Шегунц.

Такое же мнение и у советника ректора Дипломатической академии МИД РФ, бывшего посла в Ливии Олега Пересыпкина, которое он высказал на круглом столе в РИА Новости. Бывший посол отметил, что при любых изменениях ситуации в Ливии «с Каддафи или без него» «экономические интересы России все же будут подорваны». На днях представитель ливийской государственной нефтяной компании AGOCO Абдельджалил Маюф уже заявил агентству Bloomberg, что у «Татнефти» и «Газпромнефти», ранее работавших в Ливии, могут возникнуть проблемы при новой власти. «У нас есть некоторые политические вопросы к России, Китаю и Бразилии», – сообщил он.

Понятно, что это связано с позицией России, занятой в ходе голосования по санкциям против Каддафи в Совете Безопасности ООН по резолюции 1973 и последующих шагов после принятия ООН решения по Ливии, открывшего зеленый свет проведению военных операций Запада против этой страны.

Российские компании «Газпром», «Газпром нефть» и «Татнефть» вложили сотни миллионов долларов в освоение нефтяных и газовых месторождений, но из-за начала военных действий против режима Каддафи вынуждены были прекратить работы. Напомним, что очередной виток активизации деловых связей между Россией и Ливией пришелся на 2008 год, когда состоялись визиты российского премьера Владимира Путина в Триполи и ливийского лидера Муаммара Каддафи в Россию. Основные сферы двустороннего экономического сотрудничества касаются нефтегазовой, оборонной промышленности и железных дорог.

По данным РИА Новости, на ливийском нефтяном рынке наиболее активно работают «Татнефть» и «Газпром». Обе компании до сих пор располагали на территории Ливии значительными концессиями. В конце 2007 года «Газпром» становится владельцем 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97, принадлежащих компании Wintershall AG. Соглашения по этим концессиям рассчитаны до 2026 года. «Газпром нефть» должна была бы стать полноправным участником консорциума по добыче нефти на севере Ливии. Речь идет о разработке нефтегазового месторождения Elephant. 50% пакета, принадлежащего итальянской E.Ni, должно было перейти под контроль российской компании.

РЖД реализует в Ливии грандиозный проект строительства железной дороги протяженностью 550 километров. Она должна соединить два крупных города – Сирт и Бенгази. Некоторые российские эксперты, в частности из газеты «Взгляд», не исключают, что она станет центральным звеном международного транспортного коридора на севере Африки. Стоимость данного контракта оценивается в 2,2 млрд. евро. Конечно, оценивать потери пока трудно, поскольку у российских фирм имеются как действующие контракты, так и перспективные, причем ряд из них реализуется вместе с такими партнерами, как итальянская E.Ni и немецкая Wintershall AG.Тем не менее гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян считает, что «общий объем действующих, но нереализованных контрактов составляет примерно от 3 до 5 миллиардов долларов».

Но главное – речь идет о потере перспективы. Ведь, как далее отмечает ВВС, Россия лишь в конце 2000-х годов начала активно возобновлять торгово-экономические связи с этими странами, установленные еще во времена СССР, но в большинстве своем утраченные в беспокойные 90-е. При этом она существенно опоздала, уступив место соседям по БРИК, в первую очередь Китаю, не говоря уже о традиционно присутствующих в этих регионах европейских странах – Великобритании, Франции и Италии. И в этом плане Ливия – наряду с Сирией и Алжиром – является для России ключевой страной для выхода на рынки Северной Африки. Но все-таки, по оценке экспертов ВВС, основные экономические интересы России все же сосредоточены в Ливии.

Судя по всему, риски, связанные с событиями в Северной Африке, были в Москве плохо просчитаны. Ведь в кратковременной перспективе российские фирмы получили определенные выгоды в плане замещения сократившихся поставок газа и нефти в Европу из Северной Африки. Ведь доля нефти и газа, поставляемого в Европу из стран Северной Африки, в первую очередь Ливии и Алжира, достигает 20%. Расчет был на то, что Россия может оказаться в ситуации, когда ей придется возмещать эти потери. Но новый виток экономического кризиса свел все эти ожидаемые выгоды на нет.

Да и последние претензии представителей ливийской оппозиции свидетельствуют, что вряд ли стоит преувеличивать значимость заверений спецпредставителя президента России по Африке Михаила Маргелова, который говорит о сохранении всех заключенных с Россией контрактов. Ведь в отношении Италии Национальный переходный совет Ливии уже подтвердил, как пишет ВВС, сохранение всех прежних контрактов и заключение новых.

Двойственность позиции России состоит в том, что, как заявил ВВС президент фонда «Евразия» Андрей Кортунов, была предпринята попытка избегнуть безоговорочной поддержки западной коалиции, одновременно не оставляя впечатления, что Россия целиком и полностью находится на стороне Каддафи. Видимо, в российском руководстве не было единства относительно выработки четкой позиции в ливийском кризисе. Как отмечают эксперты ВВС, за последние годы у Москвы выработался стереотип поведения: не разрушать отношения с Америкой и Европой из-за заведомо безнадежного дела, но при этом постоянно выступать с возражениями и оговорками, давать понять Западу и оппозиционным силам в проблемных государствах, что Россия им не друг и не союзник. Результатом становится утрата политического влияния и потери для бизнеса. В этой связи агентство называет Сербию, Ирак, Ливию┘ «На очереди Сирия?» – спрашивает ВВС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
258
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
327
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
264
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
223

Другие новости