1
8156

20.03.2014 00:01:00

Поколение никаких

"Иуда" Андрея Богатырева наводит на грустные мысли о перспективах нашего кино

Дарья Борисова
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Анатольевна Борисова - обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: кино, премьера, иуда


кино, премьера, иуда Иуда вел свой поиск истины. Кадр из фильма «Иуда»

Сегодня в наш прокат выходит фильм «Иуда» молодого режиссера Андрея Богатырева. Картина представляла Россию в конкурсе 35-го Московского Международного кинофестиваля, и актер Алексей Шевченков, сыгравший Иуду, получил приз «Серебряный Святой Георгий» за  лучшую мужскую роль. И если в последнем случае можно порадоваться – хороший актер отмечен, то по поводу участия фильма в конкурсе ММКФ можно только сказать, что это признак слабости фестиваля. По правде говоря, это признак слабости отечественного кино как такового – если такой фильм и такого дебютанта выводят на арену соревнования.

Богатыреву нет еще тридцати, а за плечами уже два полнометражных фильма – это небывалая удача по нынешним временам, когда «молодыми режиссерами» называют сорокалетних дядь. Что особенно примечательно, и нынешний «Иуда», и предыдущий фильм Богатырева «БАгИ» участвовали в конкурсах ММКФ и были отмечены какими-никакими призами (за «БАгИ» в 2011-м он был удостоен «Специального упоминания жюри конкурса «Перспективы»). Фестивальные команды обычно чрезвычайно гордятся открытыми звездами и стараются дальше держать молодые дарования на поводке, чтобы заполучать в свои конкурсы потенциальные фильмы-сенсации. Венеция, Канн, Берлин «пасут» Бриянте Мендозу, Абделлатифа Кешиша, Андрея Звягинцева. ММКФ, видимо, считает своим крестником Андрея Богатырева… 

Освоив современность («БАгИ» выносил суровый приговор нынешней молодежи), вчерашний выпускник ВГИКа взялся за библейскую историю. «Иуда» выполнен в духе сурового реализма (ну насколько применим термин «реализм» к изображению первых лет нашей эры). Снимали фильм на Мальте. Там яркое белое солнце, каменистые тропы и оливковые рощи. В этих пейзажах действуют люди в светлых одеждах – ученики проповедника Иисуса из Назарета. Фильм Богатырева – старательная экранизация повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Там, как мы помним, вор и предатель Иуда оказывается честнее, умнее будущих апостолов. Противопоставление одного другим решено в фильме с детской непосредственностью. Алексею Шевченкову, актеру самоотверженному, роль идет – он  растворяется в противоречивом персонаже, предстает грязным оборванцем, провокатором. Жизнь человеческого духа – непокорного, жаждущего истины – подвластна актеру, и он существует в фильме мощно, широко, без какой-либо режиссерской огранки. С партнерами «сцепки» тоже нет, приходится играть соло. Тот факт, что Иуда – главный герой этой истории, воспринят постановщиком буквально. Иначе бы ему хоть достойного товарища по дуэту подобрали – Христа. В обличье крайне скупого на эмоции Андрея Барило Иисус – лоснящийся круглолицый мужчина, которому далеко до Иудиного накала духовной жизни… А уж ученики – просто группа скудоумных, трусливых мужичков. Пожалуй, кульминации зрительское недоумение достигает, когда апостолы решают померяться силушкой и для того ворочают в поле валуны – сопят, входят в гибельный для духовного совершенства азарт, соперничают, ссорятся… Помнится, во время пресс-показа на ММКФ  сцена эта сопровождалась нервным похохатыванием.  

Но даже не смешные несуразности в представлении об эпохе и стиле общения в кругу Иисуса вызывают оторопь. Непонятно, почему, например, продюсеры решают запустить юного режиссера с произведением, столь нуждающимся в философской глубине и оригинальности, даже дерзости мышления. «По культовой повести Леонида Андреева» – такой титр предваряет начало фильма, но ничего в нем нет из того, что сделало повесть культовой. Абсолютно несмелое, ученическое перенесение произведения на экран, да еще и в «славных» традициях школьного театра – с наивными декорациями, костюмами и добросовестной игрой актеров-любителей. 

В итоге именно это отсутствие оригинальных идей, творческой смелости при воплощении своих историй или пусть спорного, но яркого мнения по поводу классического первоисточника – вот что поражает и печалит. Конкурсы учебных и дебютных фильмов не знают дефицита, киновузы Москвы и Петербурга выпускают по несколько десятков режиссеров ежегодно. Большая половина сразу отсеивается, так как наша чахлая индустрия все еще не выработала механизмов плавного и верного продвижения молодых. Но те, что остаются в деле, демонстрируют способность к конъюнктуре во всех жанрах – коммерческих и «артхаусных». Андрей Богатырев в этом ряду демонстрирует, пожалуй, лишь способность получать средства на свои проекты, потому что даже на конъюнктуру его фильмы не тянут.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Alexandr D 13:33 20.03.2014

Уважаемая Дарья Анатольевна Борисова! Такое чувство, что фильм Вы даже не смотрели...а жаль...пишите-пишите, вводите людей в заблуждение...



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смело, товарищ, в бой

Смело, товарищ, в бой

Надежда Травина

В Москве впервые представили кантату Эйслера «Высшая мера» по пьесе Брехта

0
415
Джонни Депп пытается уничтожить мир "Гарри Поттера"

Джонни Депп пытается уничтожить мир "Гарри Поттера"

Наталия Григорьева

Джуд Лоу играет молодого Дамблдора в сиквеле Дэвида Йейтса "Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда"

0
1465
В Польше любят российское кино

В Польше любят российское кино

Ольга Галицкая

0
699
Будь хорошим мальчиком

Будь хорошим мальчиком

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит новый фильм автора "Гоморры"

0
1111

Другие новости

Загрузка...
24smi.org