0
4872

29.12.2015 00:01:00

"Министр посетил, прибыл, принял участие"

Почему в образовательной сфере все стало очень скучно

Тэги: образование, минобрнауки, дмитрий ливанов, информационная политика, философия образования


образование, минобрнауки, дмитрий ливанов, информационная политика, философия образования Дмитрий Ливанов создал целый департамент информационной политики, который возглавила Анна Усачева (на снимке). Фото с сайта www.минобрнауки.рф

В последнее время я все чаще ловлю себя на мысли, что мне стало неинтересно читать об образовании. Мало талантливых спикеров, ярких событий, горячих дискуссий. Ушли из профессиональной сферы многие замечательные «образовательные» журналисты, с кем я когда-то начинала. Мы все видели по-разному, и весь образовательный мир оттого был только объемней и многогранней. В газетах я практически не вижу имен и читаю только многократно повторяемое «министр посетил, прибыл, принял участие». Ну прибыл, посетил, принял. И что?

В последнюю очередь готова винить в этом нынешнего министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Надеюсь, он хотел чего-то иного. Он сделал для образования действительно много. Вот, кстати, и структуру ведомственную выстроил логически продуманную: заместители, курируемые ими департаменты и т.д. Биографию какого заместителя ни открой – юрист, экономист, министерская карьера со студенческой скамьи. Отчеты заместителей да и самого министра – просто загляденье, не подкопаешься. И юридически, и финансово все гладко.

Дмитрий Ливанов открыл целый департамент информационной политики. У экс-министра Владимира Филиппова был всего-то пресс-секретарь, у другого экс-министра Андрея Фурсенко – помощник.  А у министра Ливанова – глава департамента информационной политики. Так и хорошо! Есть, где размахнуться: наладить, например, публичные дискуссии с академическим сообществом, деятелями культуры, с клубами по интересам для выявления лучших идей и лучших спикеров. Сделать так, чтобы об образовании стали писать лучшие перья страны. Информировать только о том, что делает министерство – скажите честно, а стоило ли для этого создавать целый департамент? 

Впрочем,  как обнаружилось совсем недавно, задачи у данного департамента куда шире ...

На днях корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных распространил пост в соцсетях, что не нашел себя в списке приглашенных на уже традиционную встречу с министром, и очень удивился. Я знаю Александра уже много лет, он тоже пишет  на тему «Образование». И пишет, разумеется, не только вещи, министерству лицеприятные.

Еще смешнее получилось с вашей покорной слугой. Меня сначала пригласили на эту встречу, а потом написали, что это был, дескать, всего лишь «предварительный опрос журналистов» и надо еще дождаться «окончательного решения» уважаемой «Анны Алексеевны» (надо полагать – глава департамента информационной политики Анна Усачева) по поводу меня (или моей лояльности). В общем, планы, повторю, у нынешнего преемника прежнего пресс-секретаря просто царские: с прессой не контактировать, а прессой руководить. Вот магазином же можно, а почему прессой нельзя? Да, нельзя! Потому что разбежится вся умная пресса. 

Помнится, прежний министр, Андрей Фурсенко, ценил журналистов, имеющих отличные от министерства точки зрения. Разбаловал он, признаться, нас очень: здоровался при встрече, руки журналистам пожимал. Это нам-то – «обслуге» нынешнего департамента информационной политики!

Впрочем, давайте лучше вернемся к тому, почему все стало так скучно в образовании. Об этом, кстати, свидетельствует и прошедший на днях Госсовет по образованию, призванный обсудить итоги уходящего года. Если вы посмотрите выступления на нем представителей от ведущих фракций в Госдуме, то обнаружите, что у данных спикеров нет особого интереса к образовательной тематике. Их выступления не содержат новых тезисов, а критика не предполагает глубины знания о предмете.

То ли мантра, что в образовательном Багдаде все спокойно, вершит свое черное и скучное дело, то ли еще не время. И берегут деятели себя для больших дел во время новых выборов. Ну, не интересно им отечественное образование! А если скучно даже им, то мы, простите, в абсолютном застое.

Кстати, если уж на то пошло, в Багдаде далеко не все спокойно. Беру с информационной ленты новость последних дней. Генеральная прокуратура РФ обнародовала выводы прокурорского надзора за проведением итогового испытания в 2015 году. «Имел место целый ряд нарушений на экзамене», – сообщается на сайте ведомства в отчете прокуратуры. В республиках Дагестан, Татарстан, Алтайском крае, Волгоградской и других областях из аудиторий были вынесены контрольно-измерительные материалы, зафиксированы случаи использования телефонов и справочных материалов. Сами организаторы, кстати, нарушали эти правила. В Астраханской, Мурманской, Омской, Ярославской и других областях на экзаменах присутствовали посторонние лица. Нарушались права инвалидов, права учащихся при подаче апелляции и т.д.

Но об этом говорится ведь только сегодня. А что мы слышали до этого времени о ЕГЭ-2015 от самого образовательного ведомства? Напомню: прошел «самый честный ЕГЭ». 

Но было бы опять же скучно закончить этот текст на такой вот безысходной ноте. Решусь напомнить еще об одном моменте – а вдруг буду услышана! Недавно образовательный институт «Эврика» Александра Адамского пытался поднять и обсудить в обществе тему гуманистической педагогики. Не будучи поддержан «свыше», собрал вокруг себя только небольшой круг энтузиастов.

Не совру, если скажу, что это чуть ли не единственная на сегодняшний день попытка под другим углом взглянуть на состояние дел в отрасли. И, судя даже по этому вопросу, у министерства нет ярко выраженного интереса к философии образования, оно больше занято другими делами – робототехникой, технологиями и техническими новациями. Нет смысла даже отрицать важность данных процессов в образовании, но... Прежде технологии все-таки идет философия. Как прежде интерактивной доски – учитель.

Кстати, Самуил Гессен, немного лучше разбирающийся в педагогике самых наших лучших министров, еще в прошлом веке писал, что «пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее чем игнорирование законов природы».  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
983
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3009
Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Наталья Савицкая

Благоприятная финансовая ситуация для гуманитарного образования связана с сокращением числа вузов

0
1753
А учиться никогда не пробовали?

А учиться никогда не пробовали?

Татьяна Шереметева

О том, как закалялась сталь нашего невежества

0
2169

Другие новости

Загрузка...
24smi.org