0
2168
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.11.2002 00:00:00

Большие надежды

Тэги: школьник, казахстан, каспий, нефть


-Владимир Сергеевич, сегодня много говорится о прогнозируемых запасах казахстанской нефти. Некоторые эксперты резко критикуют многообещающие заявления Астаны о своем нефтяном потенциале. Вам-то уж наверняка известно истинное положение дел?

- Казахстан никаких претенциозных заявлений не делал, не делает и не собирается делать. Фактическая сторона дела такова. В июле нынешнего года международный консорциум ОКИОК объявил о коммерческом обнаружении нефти на месторождении Кашаган: было заявлено, что извлекаемые запасы составляют 7-9 млрд. баррелей, и я думаю, что это консервативная оценка. Сегодня около 100 блоков казахстанской части Каспийского шельфа требуют исследования, разведки, бурения. У геологов разные прогнозы, и я не буду называть эти цифры. Но по планам, представленным в Министерство энергетики от работающих в Казахстане нефтедобывающих компаний, мы видим, что к 2015 году наше государство станет добывать 150-170 миллионов тонн нефти в год - почти в четыре раза больше, чем сегодня. Сравните сами: в мире добывается 3,7 миллиарда тонн нефти в год. На мой взгляд, эта оценка казахстанских ресурсов достаточно взвешенная, скромная. Причем в своих расчетах мы, конечно же, учитываем потенциальные запасы Каспийского шельфа, но на основе тех знаний, которыми располагаем. Но данные постоянно уточняются - по мере открытия новых месторождений мы все более уверены в своих геологических прогнозах.

Сколько нефти на самом деле? На этот вопрос ответит разведка и бурение, которые мы собираемся проводить на казахстанской части Каспийского шельфа. В самое ближайшее время начнем работатьсовместно с российскими нефтяниками на Курмангазы. Надеюсь, в следующем году мы вместе с "Роснефтью" пробурим одну-две скважины и тогда сможем оценить количество запасов нефти на этом месторождении. Так что сегодня мы ничего не обещаем - мы трудимся.

- А каковы приоритетные маршруты транспортировки казахстанской нефти?

- Чтобы добыча нефти развивалась в соответствии с планами, нужно заранее побеспокоиться об инфраструктуре, то есть необходимо строительство трубопроводов. Ведь ни одна компания не будет вкладывать деньги в добычу нефти, не решив вопроса о транспортировке сырья. И в то же время ни одна компания не будет вкладывать деньги в строительство нефтепроводов, если не будет уверена, что появится сырье. Это очень взаимосвязанные вещи, поэтому нужно правильно выбрать политику и гармонизировать поступление инвестиций, чтобы не заморозить капитала. До сих пор удавалось это делать.

По нашим оценкам, до 2008-2009 годов существующих нефтепроводов будет достаточно. Это прежде всего Атырау-Самара, по которому транспортируется 15 миллионов тонн нефти в год; Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - максимальная мощность до 67 миллионов тонн нефти в год и будущий нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, строительство которого уже начато.

С экономической точки зрения очень перспективно иранское направление. И хотя здесь много политических моментов, известно, что нефть будет течь в том направлении, где у нее больше вероятности безопасно и с минимальной ценой добраться до конечной точки. Ни одна страна мира не вкладывает бюджетные деньги в строительство нефтепроводов - их вкладывают компании, а задача государства - создать необходимые условия инвесторам, которые уже сами смотрят, где более эффективно.

- Насколько Астане выгодно участие в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан?

- Это нужный для Казахстана проект, потому что после 2008 года нам необходимы дополнительные мощности по транспортировке нефти. Кроме того, с точки зрения безопасности невозможно бесконечно увеличивать нагрузку на турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.

- По мнению специалистов, начало активной разработки нефтяных месторождений Каспийского шельфа может обернуться большими экологическими проблемами.

- Дело в том, что многие месторождения нефтегазовые, и поэтому природный газ, добытый вместе с нефтью (около пятисот кубометров на одну тонну нефти) нужно как-то использовать - либо закачивать обратно в пласт, либо очищать, либо сжигать в специальных установках, либо продавать. Так что невозможно глобально увеличить добычу нефти без решения проблемы утилизации попутного газа.

- Многие ставят под сомнение качество казахстанской нефти...

- В Казахстане разная нефть. Есть тяжелая, есть с парафином, есть легкие нефти с содержанием сероводорода. А есть совершенно чистая, которую можно, условно говоря, заливать прямо в двигатель. Сегодня Казахстан и Россия работают над созданием банка качества нефти, в частности для КТК.

- В последнее время Запад живо заинтересовался энергетическим потенциалом России. На ваш взгляд, каковы перспективы российской нефти?

- Я бы на месте Запада уже давно заинтересовался российскими энергетическими ресурсами. У России хорошие перспективы, хотя, конечно, нужно вкладывать деньги в разведку новых месторождений, в сейсмические исследования. И сейчас российские компании при хорошей конъюнктуре цен на мировом рынке нефти эти средства находят. Поэтому запасы российской нефти будут пополняться.

- На казахстанском шельфе Каспия Узбекистан намерен построить нефтяной терминал. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

- Ко мне как министру энергетики РК официальных предложений по этому поводу со стороны Ташкента не поступало.

- Сегодня много говорят о том, что Россия пытается внедриться в энергетический сектор Казахстана. В частности, в качестве примера приводится Экибастузская ГРЭС-2, которую якобы Астана отдала за долги...

- Разговоры о том, что кто-то хочет куда-то внедриться, мягко говоря, носят дилетантский характер. Просто любой правильный бизнес должен расширяться. Естественно, российские энергетические компании хотят присутствовать и на казахстанском, и на европейском рынках. Так же как и казахстанские компании - в России и Европе. Например, по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и при поддержке президента РФ Владимира Путина создано совместное предприятие на паритетных началах - "Казросгаз", которое будет заниматься маркетингом и вопросами совместного продвижения российского и казахстанского газа в Европу. Это очень выгодно обеим странам как сегодня, так и в отдаленной перспективе. Кроме того, мы объединили свои энергетические системы и работаем параллельно вот уже два года. И наши граждане уже почувствовали эффект от этого альянса - система стала работать более надежно и отключений электроэнергии практически не бывает.

Что касается совместного предприятия "Экибастузская ГРЭС-2". С 1992 по 1996 год образовалась задолженность казахстанских хозяйствующих субъектов перед РАО "ЕС России". Это долги негосударственные - многие предприятия (в том числе и "Казахастанэнерго", не платившее россиянам за потребление электроэнергии) раскалывались, банкротились, произошли изменения в собственности. В любом случае проблемы долгов нужно было как-то решать. В общем, Казахстан и Россия договорились о создании совместного предприятия по модели "50 на 50" на Экибастузской ГРЭС-2. Казахстан избавился от бремени долгов, Россия - от долгого обсуждения механизма возврата задолженности. А так тем для разногласий и споров нет.

- По некоторым сведениям, эти долги составляют более 250 миллионов долларов. Сколько же в действительности задолжала казахстанская сторона российским энергетикам?

- Не имеет смысла сейчас обсуждать вопрос долгов, поскольку они имеют свою ликвидность, разную степень возвратности и т.д. Главное --мы создаем совместное предприятие на основе Экибастузского угольного бассейна, где помимо дешевого угля уже есть готовые энергоблоки, мощные линии электропередачи. А главное, имеется возможность поставлять электроэнергию как в Россию, так и в Казахстан по конкурентоспособным и рыночным ценам. В этом году планируется закончить сложнейшую юридическую работу, которая длится уже три с лишним года.

- На днях министры энергетики Содружества учредили Топливно-энергетический совет. Насколько необходимо создание этого органа?

- Этот очень своевременный шаг. Так решили президенты наших стран на недавнем саммите в Кишиневе. Основой экономики любой страны является ее энергетическая оснащенность. Так уж получилось, что энергоресурсы в избытке имеют лишь несколько государств СНГ - Россия, Казахстан, Азербайджан, в Таджикистане и Киргизии - хорошие гидроресурсы, в Туркмении и Узбекистане - приличные запасы газа. Остальные страны испытывают дефицит - это в первую очередь Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения. В Грузии имеются гидроресурсы, но большие проблемы с нефтью. Понятно, что если эти республики могут взять все остальное в других странах мира, то энергоресурсы никто в эти государства не привезет. Ближайшие страны Европы тоже находятся в энергетической зависимости. Так что интегрироваться экономикам постсоветских государств необходимо, поскольку это выгодно для наших стран.

В первую очередь необходимо работать над гармонизацией наших законодательств по созданию рынка энергоресурсов. Второй момент - совместное рассмотрение тарифов на транспортировку энергоресурсов: железнодорожные перевозки, транзит электроэнергии, углеводородов. То есть нужновыработать совместную тарифную политику, которая позволила бы разумно развиваться экономикам наших стран, - мы заинтересованы не только в обеспечении энергоресурсами государств Содружества, но и в продаже наших ресурсов в дальнее зарубежье. Третий вопрос - выработка совместной политики в области ТЭКа на будущее. Прежде всего это информационный обмен о своих планах и введение единого баланса на все энергоресурсы - нефть, газ, уголь, электроэнергию и уран.

Причем в ближайшее время министры энергетики договорились создать при совете соответствующие рабочие группы - по нефти, газу, углю и электроэнергетике. Совет министров будет собираться каждый год, а глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов предложил на эти встречи приглашать и представителей крупнейших национальных компаний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1063
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1244
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1508
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1091

Другие новости