0
2083
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.10.2003 00:00:00

Япония вооружается

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, про, пхеньян, угроза


япония, про, пхеньян, угроза Все эскадренные миноносцы Японии предполагается оснастить зенитно-ракетными омплексами Standart Missile 3 (SM3).
Фото Reuters

На новый финансовый год Управление национальной обороны (УНО) Японии запросило у правительства и парламента дополнительные ассигнования в размере 140 млрд. иен (около 1,25 млрд. долларов). Эти средства будут истрачены на закупку у США компонентов противоракетной обороны Patriot Advanced Capability 3 (PAC3), а также оснащение эскадренных миноносцев корабельным зенитно-ракетным комплексом Standart Missile 3 (SM3).

Недвусмысленные "утечки"

В парламенте Японии почти все дебаты по бюджету в комиссиях и на пленарных заседаниях палат проходят открыто. По Конституции, протоколы заседаний "должны распространяться для всеобщего ознакомления". Но на этапе согласования статей бюджета в министерствах прозрачность никак не предусматривается. Лишь иногда устраиваются "утечки" информации с целью проверки реакции общественности, прежде всего на новые виды расходов. Вполне естественно, что и нынешний гиперзапрос оборонного ведомства, и без того всегда привлекающего особое внимание общественности, "просочился" в СМИ и, что удивительно, не вызвал никакого ажиотажа. Политики и эксперты однозначно оценили спокойное восприятие соотечественниками более чем миллиардного заказа УНО как его фактическое одобрение.

До последнего времени Токио весьма твердо противился намерению Вашингтона развернуть в Японии ПРО театра военных действий (ТВД). После ряда встреч на высшем уровне Токио согласился лишь создать специальную рабочую группу для рассмотрения обоснованности возражений японской стороны. Изучался широкий круг проблем - от степени угрозы ракетного нападения до стоимости развертывания и влияния такого шага на политическую обстановку в Японии. Исследования были затяжными, японская сторона не шла ни на какие уступки.

Ситуация стала заметно меняться после того, как в августе 1998 года КНДР осуществила запуск баллистической ракеты "Тэпходон", которая пролетела над Японией. В 1999 году начались совместные японо-американские исследования и разработки элементов ПРО, но и при этом японская сторона проявляла определенную сдержанность, в результате чего все расходы в рамках этих исследований составили 15,6 млрд. иен.

События этого года, связанные с ядерным шантажом со стороны Пхеньяна, заставили японцев основательно пересмотреть свой подход к противоракетной обороне. После закрытых дебатов в высшем политическом руководстве было принято решение не о продолжении совместных работ с США, а о закупке у американцев всех необходимых компонентов для развертывания собственной, чисто японской ПРО. Как написала газета "Асахи", угрозы со стороны КНДР "побудили многих японцев выбраться из того пацифистского кокона, в который они забрались после сокрушительного поражения во Второй мировой войне".

Один из виднейших политических деятелей современной Японии, Ясухиро Накасонэ, в 1982-1987 годах занимавший пост премьер-министра Японии, а ныне возглавляющий научно-исследовательский Институт глобального мира, считает, что "лучше исходить из того, что Пхеньян уже обладает ядерным оружием". По его мнению, наиболее опасно то, что "Северная Корея имеет баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки", и поэтому Япония должна принять на вооружение системы ПРО, способные перехватывать баллистические ракеты на ранней стадии полета.

"Пацифизм одной страны"

Долгое время представителям правых политических сил, считающим необходимым для Японии проводить собственную оборонную политику, противостояли авторитетные левые политики, которые настаивали на сохранении в оборонной политике опоры на положения 9-й статьи Конституции, которая провозглашает отказ "от войны как суверенного права нации" и "вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Такой курс получил название "пацифизм одной страны". В начале 1950-х годов Верховный суд Японии, отвечая на запрос левой оппозиции, вынес решение, что созданные в стране силы самообороны конституционны лишь в том случае, если действуют "исключительно в целях обороны" и не задействуются в "коллективной обороне".

Эти положения неукоснительно выполнялись всеми кабинетами министров Японии вот уже почти пять десятилетий. Лишь в последние годы ситуация начала понемногу меняться. Потребовались специальные законы, позволяющие силам самообороны участвовать в миротворческих операциях ООН и в Афганистане. Но и в этих случаях деятельность японских военнослужащих ограничивается тыловыми операциями без применения оружия.

Запрет на участие в "коллективной обороне" не позволяет подразделениям УНО вступать в боевые действия даже при нападении на США, союзника Японии по договору о безопасности. Это особенно удивляет и возмущает американских политиков и военных. Парадокс, но, согласно японо-американскому договору о безопасности, в случае атаки японского корабля вооруженными подразделениями третьей страны ВМС США должны вступить в бой, однако если атакован корабль США, но нет угрозы для Японии, то японские ВМС не имеют права поддерживать корабли своего союзника. Иначе это уже будет "коллективная оборона".

Теперь и в воззрениях ведущих левых политиков происходят серьезные изменения. Уже не слышно решительных возражений против создания японской ПРО. Эксперт Азиатско-Тихоокеанского центра по изучению проблем безопасности (Гонолулу) Дэвид Фусэ отмечает, что в последнее время проблема угрозы от Северной Кореи остается главной в СМИ Японии и "левые пацифисты вынуждены замолчать", потому что их аргументы по проблемам ПРО фактически перестали восприниматься.

Два эшелона обороны

По планам УНО намечается создание двухэшелонной структуры ПРО. В первом эшелоне предполагается выдвижение кораблей с командно-управленческим комплексом "Иджис" и ракетами SM-3. Целью для этих сил является уничтожение приближающихся баллистических ракет на среднем участке траектории за пределами атмосферы. Стоящие на вооружении ВМС Японии 4 эскадренных миноносца с системой "Иджис" сейчас имеют на вооружении зенитно-ракетные комплексы ПВО SM-2. Предполагается их модернизация и перевооружение на комплексы SM-3, способные выполнять не только задачи ПВО, но и ПРО.

В случае, если вражеские ракеты смогут пройти первый эшелон обороны, то их будет встречать комплекс ракет PAC-3, которые рассчитаны на уничтожение ракет на нисходящей траектории полета, где их скорость повышается. Ракеты PAC-3 планируется развернуть на уже имеющихся позициях ракет PAC-2. Конкретные сроки развертывания систем SM-3 и PAC-3 еще не определены, но, как пишет газета "Иомиури", правительство предполагает завершить перевооружение в 2007 финансовом году. В настоящее время, по сообщению газеты "Асахи", 4 подразделения ПВО, имеющих на вооружении 120 ракет PAC-2, размещены в регионе Канто.

Канто является главнейшим индустриальным регионом страны. При площади в одну десятую территории страны на него приходится треть объемов промышленного производства Японии. Только на побережье Токийского залива расположено более 650 предприятий базовых отраслей, на которых производится пятая часть промышленной продукции страны. Ясно, что такой регион требует первоочередного внимания с точки зрения защиты. Подразделения PAC-2 дислоцируются в Ирума (префектура Сайтама), Нарасино (преф. Тиба), Касумигаура (преф. Ибараки) и Такэяма (преф. Канагава), с четырех сторон защищая Токио. В ближайшем будущем планируется оборудовать позиции ракет ПРО и для защиты других важных регионов страны.

Кроме чисто технической задачи, есть и политическая. Необходимо убрать конституционные препятствия на пути эффективного использования будущей системы ПРО страны. То, что эти препятствия будут устранены - даже, если потребуется, путем пересмотра 9-й статьи Конституции, - сомнений у большинства японских аналитиков не вызывает. В июне этого года парламентом был принят пакет из трех законов о действиях в чрезвычайных обстоятельствах. "Тем самым, - по оценке газеты "Иомиури", - страна сделала, наконец, шаг вперед по пути создания эффективной системы национальной безопасности".

Все три указанных закона прошли большинством голосов почти в 90% в обеих палатах парламента и были поддержаны представителями Демократической партии - крупнейшей оппозиционной силы в стране. Пересмотру взглядов способствовали террористические атаки на США 11 сентября 2001 года и, главное, заявления Пхеньяна о намерении создать свой ракетно-ядерный арсенал.

Меняются мнения об организации обороны страны и у рядовых японцев. Согласно опросам газеты "Иомиури", шестой год подряд все больше респондентов поддерживает предложения о пересмотре Конституции, прежде всего ее 9-й - антивоенной - статьи. В последнем из таких опросов за отказ от статей Конституции, в той или иной мере ограничивающих использование сил самообороны, высказались 49% респондентов. Взгляды ведущих политиков, законодателей и населения на проблемы обороны меняются очень быстро, а это главный фактор в подтверждение того, что к 2007 году японская система ПРО будет развернута.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
491
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
481
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
781
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
410

Другие новости