0
1748
Газета Дипкурьер Печатная версия

19.03.2007

Тройка Россия–Индия–Китай как фактор глобализации

Владимир Скосырев

Об авторе: Вячеслав Трубников - посол РФ в Индии.

Тэги: трубников, россия, индия, китай


трубников, россия, индия, китай Президенты Владимир Путин и Абдул Калам настроены на усиление российско-индийского экономического сотрудничества.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В эксклюзивном интервью «НГ» посол РФ в Индии Вячеслав Трубников рассказывает о перспективах сотрудничества в рамках треугольника Россия–Индия–Китай, об итогах первого российско-индийского делового форума, дает оценку ядерной сделке между Индией и США и перспективам российско-индийского сотрудничества в нефтегазовой сфере.

– Вячеслав Иванович, как вы считаете, приведет ли недавняя встреча в Дели министров иностранных дел России, Китая, и Индии к реальному укреплению сотрудничества трех стран в международной политике и экономической сфере? Раньше после таких встреч дело не шло дальше деклараций...

– Участники трехсторонней встречи сделали все возможное, чтобы наполнить ее предметным, конкретным содержанием по сравнению с их первой встречей в 2002 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Надо учесть, что этому «конклаву» трех министров предшествовала очень важная встреча в рамках саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Там встретились руководители трех государств. Это подтвердило, что три страны готовы к системному сотрудничеству в сфере международной дипломатии.

То, что министры России, Индии и Китая приняли заявление общего характера, еще не говорит о том, что их встреча была чисто декларативной. Безусловно, когда главы МИДов трех огромных стран с колоссальным потенциалом встречаются на более или менее регулярной основе, декларации обязательно должны быть прежде всего декларациями о намерениях. Эти документы заслуживают тщательного изучения. Кстати, из них не следует, что треугольник Россия–Индия–Китай означает создание какой-то «оси», какого-то военно-политического образования, направленного против каких-либо мировых держав или объединений государств.

Сегодня, на мой взгляд, встречи представителей трех государств отражают процесс глобализации, создания региональных объединений, связанных с глобализацией, опровергающих при этом теорию жизнеспособности однополюсного мира. «Тройка» задумывается над тем, как использовать в интересах своих народов возможности, которые открывает глобализация, с одной стороны, а с другой – как сгладить те минусы, которые она приносит.

– И все же каковы конкретные результаты трехстороннего совещания?

– «Треугольник» обсудил энергетическую проблему. Тут есть о чем договариваться. Россия – безусловный поставщик энергоносителей, а Китай и Индия, без сомнения, являются их потребителями. Три государства развиваются быстрыми темпами. Они в состоянии наладить взаимодействие, которое будет помогать их экономическому росту. Другая задача – создание и расширение транспортной инфраструктуры в рамках «треугольника». Это абсолютно объективный процесс. Ведь Россия, Китай и Индия – это в принципе единое географическое пространство, это одна треть мирового населения. Развитие транспортных связей между тремя государствами поможет им сохранить высокие темпы развития.

Многие комментаторы утверждают, что Индия и Китай являются конкурентами в борьбе за рынки и политическое влияние в Азии, но при этом упускают из вида, что трехсторонние консультации могут помочь сбалансировать отношения Индии и Китая, а также и России. Благодаря этому здоровая конкуренция не будет превращаться в ожесточенное соперничество. Конечно, в отношениях между Индией и Китаем остаются нерешенные проблемы. Но в рамках «треугольника», а также Шанхайской организации сотрудничества, где Россия и Китай являются полноправными членами, а Индия участвует в качестве наблюдателя, укрепляется климат доверия.

Не случайно в Дели министры договорились, что уже в нынешнем году состоится форум деловых кругов трех стран, форум ученых и экспертов с участием политиков-практиков.

– Обратимся теперь к российско-индийским отношениям. Каков итог двустороннего делового форума, прошедшего в феврале в Дели, в котором принял участие министр экономического развития и торговли Герман Греф?

– Деловой форум двух стран – это первый опыт таких крупных встреч. В ней приняли участие около пятисот человек – представители крупного, среднего и малого бизнеса. Главным результатом стало то, что обе стороны взяли курс на заинтересованное ознакомление с деловой средой друг друга. Как это ни покажется странным, несмотря на длительную историю советско-, а затем российско-индийского экономического сотрудничества, предприниматели в обеих странах имеют довольно эфемерное представление друг о друге как о деловых партнерах. Ведь в советский период экономические связи между нами определялись двусторонними соглашениями на государственном уровне, государственным регулированием на базе государственного кредита. Ныне же основа нашего взаимодействия должна быть совершенно иной, диктуемой прежде всего условиями рыночной экономики. Поэтому Герман Греф и министр торговли и промышленности Индии Камал Натх открыли веб-сайт, где будет создаваться база данных о деловых возможностях конкретных фирм. Это, на мой взгляд, главное достижение форума.

– Сегодня объем российско-индийской торговли значительно ниже товарооборота Индии с Китаем, США и другими ведущими мировыми державами. Можно ли ожидать, что после визита президента Владимира Путина в конце января 2007 года и достигнутых в результате договоренностей объем двусторонней торговли увеличится к 2010 году до 10 миллиардов долларов?

– Переговоры между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом подтвердили наличие политической воли к тому, чтобы достичь этой абсолютно реальной, с учетом потенциала обеих стран, цифры. Конечно, нынешний объем торговли, прежде всего в гражданской сфере (я оставляю в стороне военно-техническое сотрудничество), явно отстает и от степени двустороннего политического взаимодействия и не отражает возможностей обеих стран. Тут многое будет зависеть от того, как политическая воля лидеров будет преломляться в конкретные коммерческие, торгово-экономические шаги со стороны деловых кругов. Теперь стимулом для увеличения товарооборота должна стать коммерческая выгода. Конечно, для какого-то конкретного предпринимателя задача достичь десятимиллиардного оборота не является ведущей. Для него важно прежде всего обеспечить прибыль благодаря сделке. Государства же должны содействовать предпринимательским контактам.

– Есть один крупный проект, который Россия осуществляет в Индии, это – АЭС «Куданкулам». Как идет выполнение этого проекта и насколько реальны шансы получить контракт на строительство новых энергоблоков для АЭС?

– Строительство атомной электростанции «Куданкулам» – это пилотный, основной объект нашего сотрудничества. На его разных этапах отмечались как опережение, так и отставание от графика. Приведу простой пример – российская сторона практически досрочно выполнила обязательства по поставке двух реакторов в Индию в конце 2004 года. Поставлены они были морским путем в очень сложных условиях, после того как на Индию обрушилось цунами. Сейчас же завершаются вспомогательные работы, после чего реакторы начнут загружаться. Здесь отмечается определенное отставание от графика. Но меры, которые принимаются обеими сторонами, достаточно эффективны. Я надеюсь, что работы по завершению вводных действий двух очередей этой электростанции будут более или менее в рамках намеченного срока, в 2008–2009 годах.

Теперь о том, насколько реальны наши шансы на новые контракты. Я бы сказал, реальнее ничего не бывает, поскольку и опыт накоплен, и площадка позволяет с ходу продолжить строительство как минимум новых четырех очередей, четырех блоков мощностью по тысяче мегаватт. Обе стороны к этому готовы, о чем свидетельствуют заявления, сделанные в ходе недавнего визита в Индию президента Путина.

Я полагаю, что на сегодняшний день Россия – практически единственная страна, которая имеет объективные преимущества для продолжения подобного сотрудничества. Ни одно другое государство не участвует сегодня в процессе создания АЭС в Индии. А что касается других стран, то я считаю, что опыт европейских стран, в частности Франции, вероятно, будет здесь использован, когда будут сняты санкции, наложенные на Индию Группой ядерных поставщиков. Соединенные Штаты тоже заявили о своем намерении участвовать в строительстве АЭС, но, насколько я помню, на протяжении четверти века американцы у себя АЭС не строили. Поэтому практический опыт России что-то да значит. И в целом потребности Индии в энергоносителях, в электричестве таковы, что даже при наличии многих игроков на «индийском поле» мы локтями отпихивать друг друга не будем, поскольку пространство слишком велико, чтобы кто-то занял его монопольно.

– Но будут ли сняты международно-правовые ограничения на поставку ядерных технологий, ядерного топлива в Индию? Какую роль тут сыграла «ядерная сделка» между США и Индией?

– Эта сделка близка к завершению, поскольку в целом стороны согласились по основным параметрам участия Индии в процессе мирного использования атомной энергии, по обязательствам Индии перед МАГАТЭ. Индия взяла на себя обязательства по разделу военной и гражданской программ, что является очень сложным делом.

Тем не менее процесс идет, и, судя по заявлениям американской стороны, к началу 2008 года соглашение уже может приобрести абсолютно конкретную форму. Сейчас идет, я бы так сказал, шлифовка этого большого, серьезного документа, радикально меняющего юридические рамки участия Индии в международном сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях. С подписанием такого соглашения Индия сможет играть полноценную роль в этом процессе.

– Россия и Индия достигли договоренности о разработке многоцелевого транспортного самолета. Когда начнутся работы по осуществлению этого проекта?

– Этот вопрос скорее следует адресовать руководству индийской корпорации «Хиндустан аэронаутикс лимитед» и соответствующим структурам России. Я бы хотел отметить только, что такой транспортный самолет интересен для Индии, России и Китая. Если объединить усилия технологические, финансовые и практические, то мы могли бы с минимальной затратой сил и средств создать такой самолет, который эксплуатировался бы успешно в этих трех странах.

– А как обстоят дела с разработкой российско-индийского истребителя «пятого поколения»?

– Этот процесс находится на начальной стадии. Безусловно, это будет многоцелевой истребитель. Главное – обеспечить совместное проектирование, совместное производство, совместное лицензирование и, возможно, затем совместную продажу на рынках третьих стран. Вот это – четыре этапа, через которые нужно пройти. Во всяком случае, индийская сторона заинтересована в том, чтобы участвовать в этом процессе с самого начала, то есть с момента проектирования этого истребителя.

– Теперь обратимся к финансовым аспектам наших экономических отношений. Какова величина долга Индии перед Россией на сегодняшний день? И решился ли вопрос с его погашением путем инвестиций в совместные проекты?

– Если иметь в виду долг, выплаты по которому завершатся в 2037 году, если учитывать и проценты и прочее, то я бы назвал сумму в 2,5 миллиарда долларов. На сегодняшний день аккумулированный объем средств, то есть не потраченный здесь, в Индии, на закупки каких-либо товаров, составляет почти 1 миллиард долларов. И вот именно этот миллиард долларов является наиболее перспективным для инвестирования в совместные проекты. Один из них, на который обе стороны согласились, – это создание совместного предприятия по производству титановой губки, диоксида титана и другой продукции титанового ряда. Речь также идет и о возможности инвестирования части долговых рупий в создание транспортного самолета. Есть и другие варианты. Объединение «Судоимпорт», например, предлагает использовать индийские рупии на строительство судов в интересах обеих стран.

– Индия стремится получить доступ к разработке энергоресурсов в России, однако пока участвует только в проекте «Сахалин-1». Что мешает более широкому развитию сотрудничества двух стран в энергетической сфере?

– Ничто не мешает. И когда вы говорите, что оно ограничивается проектом «Сахалин-1», я хочу сказать, что 1 миллиард 700 миллионов долларов индийских инвестиций вряд ли позволяет говорить «только». Это огромные капиталовложения. И Индия, конечно, рассчитывает на то, что отдача от этих капиталовложений будет адекватной индийским потребностям. Во всяком случае, от индийских специалистов я слышал высказывания о том, что всю продукцию «Сахалин-1» Индия способна использовать в своих интересах. Приблизительно с такими же целями Индия сегодня ставит вопрос об участии в проекте «Сахалин-3». Но нужно тщательно прорабатывать коммерческие условия такого участия и обязательно позаботиться об экологии.

Дели


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Участники комитета Форума свободной России повезут в Вашингтон новый "список Путина"

Участники комитета Форума свободной России повезут в Вашингтон новый "список Путина"

0
305
Несогласные намерены модернизировать систему изнутри

Несогласные намерены модернизировать систему изнутри

Дарья Гармоненко

Конструктивный диалог с усиливающейся оппозицией "Единой России" пока никак не удается

0
1168
Почему в Сингапуре Абэ вновь предложит Путину ускориться

Почему в Сингапуре Абэ вновь предложит Путину ускориться

Валерий Кистанов

Японский премьер не теряет надежды на прорыв в территориальном споре с Россией по варианту "два плюс альфа"

0
1102
В Тибете и на Южно-Китайском море могут появиться новые лазерные установки Китая

В Тибете и на Южно-Китайском море могут появиться новые лазерные установки Китая




0
428

Другие новости

Загрузка...
24smi.org