0
1328
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.04.2007 00:00:00

Труба раздора и амбиции Ирана

Тэги: индия, сша, электроэнеретика


Идея провести газопровод из Ирана в Индию через территорию Пакистана обсуждается в этих трех странах уже больше десятка лет. Но до последнего времени проект считался нереальным. Однако улучшение отношений между извечными соперниками позволило его оживить. Индийский премьер-министр Манмохан Сингх и пакистанский премьер-министр Шаукат Азиз на переговорах в Дели в начале апреля подтвердили стремление построить «трубу».

Индия, чья экономика растет ежегодно примерно на 9%, остро нуждается в новых источниках энергии. Если труба протяженностью 2600 км будет проведена, в Индию будет поступать 150 млн. кубометров газа ежедневно. Впрочем, часть поставок пойдет и в Пакистан, который к тому же, став транзитным государством, очевидно, будет получать отчисления в валюте. Выходит, что газопровод, несмотря на высокую стоимость его сооружения (не менее 8 млрд. долларов), выгоден всем его участникам.

США предупреждают

Есть еще один фактор, препятствующий реализации проекта, – противодействие со стороны США. Вашингтон дал знать об этом Индии и Пакистану в недвусмысленных выражениях. В Дели побывал министр энергетики США Сэмюэл Бодман, подчеркнувший, что США выступают против строительства газопровода. В Вашингтоне убеждены, что дополнительные доходы Тегеран использует для создания ядерного оружия и поддержки терроризма в мире. Подобные же предупреждения были высказаны и Пакистану.

Как Дели, так и Исламабад должны быть крайне заинтересованы в поддержке США в настоящее время. Между индийцами и американцами идут переговоры о вступлении в силу соглашения о сотрудничестве в области мирного атома. Если переговоры завершатся успешно, то согласно условиям соглашения Индия обретет доступ к американским ядерным технологиям, сможет заключать с американскими компаниями сделки о строительстве АЭС, а также о расширении сотрудничества в военно-технической области. Пакистану также обещана американская военная помощь, в частности в обновлении устаревающего парка боевых самолетов.

И все же Индия и Пакистан провозгласили, что не собираются отказываться от проекта. Это можно было бы расценить как вызов, брошенный Вашингтону. На самом деле ему не о чем беспокоиться. Ведь воз и ныне там. Разница в том, что если прежде Дели вел упорный торг о цене на газ с Тегераном, то теперь к нему прибавились разногласия с Исламабадом об условиях транзита. Как сообщила газета «Эйшн эйдж», индийский министр нефти указал в беседе с пакистанским премьером, что транзитные государства, которые сами пользуются газом из трубопровода, обычно не получают платы за прокачку. Однако пакистанская сторона отклонила этот довод и потребовала, чтобы ей ежегодно платили 200 млн. долларов. Индийцы в ответ предложили 60 млн., что совершенно не устроило Пакистан. На том переговоры и закончились.

Если надежды на иранский газ эфемерны, то, может быть, Индия сумеет покрыть часть дефицита в сфере энергетики за счет развития нефтедобычи? Выступая перед бизнесменами, министр иностранных дел Пранаб Мукерджи отметил, что при темпах роста экономики в 10% в год в аналогичных масштабах будут увеличиваться и потребности в энергоресурсах. «Но тут ситуация не выглядит благоприятной. Мы удовлетворяем 70% потребностей в нефти за счет импорта».

Индия сегодня стала наряду с Китаем одним из локомотивов, двигающих рост мировой экономики. Однако в обеспечении нефтью она от Китая отстает. Ведь Китай ввозит от 30 до 40% потребляемой нефти, а остальное добывает сам. Его разведанные запасы составляют 18 млрд. баррелей, а у Индии – только 5 млрд. Неудивительно поэтому, что Дели все настойчивей ищет источники поставок за рубежом. В этом плане увеличивается значимость связей с Россией. Пока что Индия приняла участие в разработке нефтегазового проекта «Сахалин-1». Ее инвестиции равняются 1 млрд. долларов. Но полноценная отдача от проекта – дело будущего. К тому же, как сказала мне Лидия Пауэлл, директор мозгового треста Energy Projects в Дели, хотя нефтяная промышленность Индии была создана с помощью СССР, ни один нефтеперегонный завод в стране не в состоянии перерабатывать российскую нефть. Поэтому индийцы будут обменивать сахалинскую нефть на продукцию, добытую в других регионах.

Между тем нехватку электричества ощущает на себе едва ли не каждый житель Индии. Может быть, ключ к решению проблемы – развитие атомной энергетики? Эта отрасль дает сейчас меньше 3% производства электричества. В будущем этот показатель, возможно, вырастет до 7–8%. Не более. Помнится, что индийская пресса и официальные лица во время визита президента Джорджа Буша в Дели утверждали, что ядерная сделка с США – исторический прорыв. Пауэлл с такой оценкой не согласна: «С точки зрения энергетики это соглашение не имеет особого смысла. Америка пробивала его, поскольку Индия – привлекательный рынок для американских компаний. Правда, не исключено, что это была в первую очередь политическая сделка. В интересах военных».

Энергетика – заложница политики

Вырисовывается достаточно мрачная картина. Возникает вопрос: как же правительство собирается поддерживать взятый темп роста на фоне хронического дефицита в электроснабжении? Ответ, по мнению эксперта, состоит в том, что Индия располагает богатыми запасами угля. 80% электростанций работают на угле. И в течение предстоящих двух-трех десятков лет тут ничего не изменится. Но даже опираясь на угледобычу, можно обеспечивать запланированные показатели увеличения ВВП на 8–9% в год.

Главная прореха в обеспечении энергобезопасности страны заключается в том, что компании, поставляющие электричество, являются банкротами, поскольку не получают денег от потребителя. А это означает, что они не в состоянии вкладывать средства в генерирующие мощности и передачу электричества.

Сфера энергетики, отмечает Пауэлл, стала заложницей политики. Центральное правительство и в известной степени власти штатов жестко контролируют цены на электричество и газ. Когда в штате предстоят выборы, его правительство зачастую объявляет, что крестьянам электричество будет подаваться бесплатно. Естественно, это приводит к огромным убыткам. Аналогичная ситуация с бензином, другими видами моторного топлива. Поскольку цены на нефть на мировом рынке подскочили, логично было бы ожидать, что и бензин подорожает. Но для правительства в свете приближающихся всеобщих выборов это было бы самоубийством. 80–90% бензоколонок работают под его контролем. И цены остаются на прежнем уровне. Государственные нефтяные компании в результате несут убытки, но правительство их компенсирует за счет налогоплательщика.

Без угля не обойтись

Это политическая игра. Но до каких пор она может продолжаться? По мнению Лидии Пауэлл, средства на развитие инфраструктуры внутри страны (в размере 50–60 млрд. долларов) появятся, когда Дели решится на либерализацию цен в энергетическом секторе. Контроль государства отпугивает и иностранных инвесторов. Как говорит эксперт, именно по этой причине «Газпром» и другие российские компании не активны в Индии. Иначе настроены такие западные фирмы, как Shell и British ga». Они работают в той среде, которая существует, ратуют за то, чтобы правительство смягчило правила в интересах частного бизнеса. И не исключено, что власти в конце концов уступят.

Пока в Индии парламентарии и эксперты спорят о том, какова должна быть энергетическая политика, ООН подготовила доклад о последствиях глобального потепления атмосферы. Для Индии угроза состоит в том, что ускорится таяние ледников в Гималаях, питающих водой великий Ганг. Если Ганг обмелеет, это неизбежно ощутят на себе 400 миллионов человек, живущих на берегах реки. Но ведь электростанции, работающие на низкосортном угле, больше всего загрязняют атмосферу углекислотой. Значит, Индии, как, впрочем, и Китаю, все же придется сокращать использование угля? Этого не случится, предсказывают специалисты. Индия не подпишет ни одного соглашения, ограничивающего выбросы в атмосферу. Это было бы равносильно отказу от ускоренных темпов развития экономики, а значит, от надежды улучшить жизнь бедноты, составляющей не менее 30% населения.

Дели–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
836
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
772
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1394
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
660

Другие новости