0
1542
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.10.2007 00:00:00

Транзитный компромисс

Тэги: молдавия, приднестровье


У посредников и наблюдателей урегулирования приднестровского конфликта появилась надежда на то, что переговоры между Молдавией и Приднестровьем после практически двухлетнего перерыва будут возобновлены. Основанием для оптимистического настроя стали инициативы президента Молдавии, которые молдавские эксперты назвали готовностью к компромиссу. Очередной план Владимира Воронина по выравниванию отношений с обособившимся регионом поддержали Россия, Украина, США, ОБСЕ, Евросоюз.

В отношениях между Кишиневом и Тирасполем по-прежнему сохраняются напряженность и взаимное недоверие. Несмотря на публичные декларации лидеров, убеждающих население в доброй воле одной стороны (собственно, себя) и отсутствии таковой у другой. Что бы ни говорили официальные лица в Тирасполе, их «правда» не воспринимается простыми людьми на правом берегу Днестра (контролируемого Кишиневом). Потому что каждый раз, въезжая на территорию Приднестровья, правобережцы должны как в чужой стране оплачивать миграционный сбор и предъявлять документы приднестровским пограничникам. Точно так же приднестровцы, которые занимаются предпринимательством, не верят в добрые намерения кишиневских властей, когда их принуждают оформлять свой бизнес и свои товары помимо Тирасполя еще и в молдавской столице. А затем подвергают более тщательной, чем иных экономических агентов проверке на молдавской и украинской таможнях: по соглашению сторон мониторинг молдавско-украинской границы осуществляют Молдавия и Украина и к тому же представители ЕС. Когда два года назад Евросоюз прислал своих наблюдателей на пограничный пункт в село Кучурганы, расположенное рядом с Приднестровьем на украинской земле, в Тирасполе расценили это как попытку давления на регион. Приднестровцы до сих пор не меняют свою точку зрения, так как новые стражи границы тормозят, а иной раз и не пропускают приднестровские грузы. Ущерб региональных предприятий от такого нововведения составляет сотни миллионов долларов. И несмотря на утверждения молдавских властей, что таким образом они борются с контрабандой, приднестровские пенсионеры, чьи социальные выплаты зависят от этих мер, а также рабочие, которые оказались в результате без зарплат, остаются при своем мнении. И это мнение не в пользу молдавских властей.

Используя настроение населения, тираспольские лидеры ставят Кишиневу условие – подпишите транзитный протокол, и мы возобновим с вами переговоры. Транзитный протокол, о котором уже два года говорит президент Приднестровья Игорь Смирнов, это документ, который, по замыслу приднестровской стороны, должен предоставить свободу экономических действий региону в целом и его экономическим агентам в частности. Владимир Воронин до сих пор не только не соглашался на предложение Смирнова, но называл транзитное соглашение невозможным и вредным. Однако нынешней осенью президент Молдавии изменил взгляд, причем не только на этот вектор молдавско-приднестровских отношений.

В начале октября Владимир Воронин обнародовал программу мер, направленных на повышение доверия населения двух берегов Днестра друг к другу. При этом он заявил, что в рамках приднестровского урегулирования есть немало проблем, которые можно разрешить, даже не прибегая к услугам посредников. По его словам, речь, в частности, может идти об устранении пограничных полицейских постов вдоль реки Днестр, максимальном сокращении совместных миротворческих постов, решении общих задач инфраструктурного характера. Так, по мнению Воронина, «настоящим прорывом» стало бы восстановление единства железной дороги. Известно, что в 2006 году приднестровский участок железной дороги вышел из подчинения Молдавской железной дороги и объявил себя самостоятельной структурой. С тех пор молдавские поезда следуют в Москву не через Приднестровье, как раньше, а в обход – через Западную Украину.

Кроме того, молдавский лидер заявил о возможности сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности создании общего телевидения и поэтапной аккредитации Приднестровского университета Министерством образования Молдавии, а также снятии всех взаимных ограничений на перемещения официальных лиц Кишинева и Тирасполя. Напомним, президенту Воронину не разрешают въезд в Приднестровье, а лидеры этого региона объявлены персонами нон грата в Молдавии.

Еще одно предложение Воронина – строить единые с Приднестровьем вооруженные силы. По его словам, молдавские эксперты недавно «завершили комплексный анализ всего этого клубка проблем» и выработали особый механизм «демилитаризации региона». «Первое: и Кишинев, и Тирасполь должны в обозримом времени, например в ближайшие полгода, ликвидировать всю тяжелую технику и вооружения, системы залпового огня и ракетные комплексы любых модификаций. Второе: Кишинев предлагает Тирасполю строить единые вооруженные силы. Причем мы с самого начала говорим, что эти, уже объединенные вооруженные силы должны действовать на основе территориального комплектования воинских частей. И главное – они не могут быть использованы для обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Третий и, пожалуй, самый главный пункт: эти объединенные вооруженные силы должны принципиально измениться качественно», – заявил Воронин. По его словам, армия объединенной Республики Молдова «может иметь смысл и идейное наполнение только как армия миротворческая, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами».

Вряд ли Приднестровье откажется, по крайней мере на этом этапе, от своей армии. Но предложения экономического и образовательного характера вполне могут стать предметом обсуждения сторон. Интерес для приднестровцев может представлять обещание Кишинева признать собственность как физических лиц, так и экономических агентов региона. На фоне постоянных в последние годы угроз со стороны Кишинева о том, что итоги проведенной в Приднестровье приватизации молдавские власти никогда не признают, обещание их не пересматривать может оказаться тем пряником, который соблазнит не только приднестровских собственников, но и российских. Дело в том, что две трети приватизированных местных предприятий купили российские компании. Если им будет гарантирована неприкосновенность собственности в Приднестровье, Кишинев вполне может рассчитывать на их посредническую помощь в переговорах с Тирасполем.

Наблюдатели на переговорах по приднестровскому урегулированию – ЕС и США – полностью поддержали молдавские инициативы. Россия отреагировала на предложения Кишинева в целом также позитивно. На днях во время встречи в Москве с депутатами молдавского парламента статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин заявил, что РФ готова содействовать восстановлению климата доверия между сторонами приднестровского конфликта и выработке разумных компромиссов для разблокирования переговорного процесса.

Между тем в числе предложений Воронина есть одно, которое непосредственно затрагивает российские интересы: президент Молдавии считает рациональным заменить миротворческий контингент (Молдавия, Приднестровье, Россия) гражданскими наблюдателями. По сути, Воронин создает прецедент: до сих пор в горячих точках планеты работали только военные наблюдатели. Эксперты усматривают за этой инициативой намерение убрать из зоны бывших боевых действий российских военных, только деликатно, без особого шума. В Тирасполе это предложение уже отвергли, настаивая на том, что до определения политического статуса Приднестровья здесь должны контролировать ситуацию МС, причем российские. Реакции Москвы на это предложение пока не последовало.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1099
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1320
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1575
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1140

Другие новости