0
1509
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.07.2008 00:00:00

Тайм-аут для посредников

Тэги: снг, ес, интеграция, штайнмайер


На конфликтных полях СНГ в последнее время становится все больше игроков. А вместе с ними и планов обустройства неурегулированных территорий. Помимо уже традиционного для постсоветского пространства американского внимания повышенную активность к бывшим горячим точкам проявляют европейцы. И, надо признать, их миротворческие усилия не остаются безответными.

Восточный щит для ЕС

Известный молдавский политолог, директор Института общественной политики Аркадий Барбарош, отслеживающий ситуацию в зонах приднестровского, а также грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, заметил корреспонденту «НГ», что европейские миротворческие инициативы – это поиск Евросоюзом путей обеспечения собственной, общеевропейской безопасности. Причем, по мнению эксперта, Брюссель находится только в начале пути.

И действительно, в последние годы многие и на разных уровнях говорят о безопасности Европы, к системе ее обеспечения предлагается подключить соседние с Евросоюзом страны из бывшего СССР. Например, Украину и Молдавию, которые могут надежно прикрывать ЕС с востока. Киев и Кишинев не прочь стать восточным щитом ЕС, но соглашаются на это с дальним прицелом: Украина и Молдавия рассчитывают в перспективе стать членами, на первое время хотя бы ассоциированными, Евросоюза. Для того чтобы приблизить европейскую мечту, в обеих столицах прибегают к различным интеграционным уловкам. Одна из них – привлечение ЕС к урегулированию конфликта, в котором Молдавия является стороной, а Украина – гарантом и посредником на переговорах.

Идея пригласить Евросоюз поучаствовать в интернационализации приднестровского конфликта родилась лет 10 назад в Кишиневе, когда президентом Молдавии был Петр Лучинский. Фактически ему принадлежала и другая, нынче особо популярная инициатива – интеграция его страны в европейский дом. Но развивать ее пришлось уже Владимиру Воронину. Внешняя интеграция Молдавии – в ЕС, как и внутренняя – объединение с Приднестровьем, – две задачи, на которых построено все его президентство. На этих двух лозунгах держится и власть молдавских коммунистов, которыми по совместительству руководит Воронин. Они дважды выигрывали парламентские выборы (президента в республике выбирает парламент), но за восемь лет правления так и не сумели продвинуться на главных фронтах. А между тем Молдавия подходит к новым выборам, они намечены на будущий год. В условиях политической стагнации Компартии трудно будет получить такую поддержку избирателей, которая обеспечит ей парламентское большинство, а Воронину – еще один президентский срок. Чтобы оживить ситуацию и дать надежду электорату, в Кишиневе задействовали европейскую карту. Она оказалась одинаково эффективной как на линии движения в ЕС, так и на пути урегулирования приднестровского конфликта. И, что немаловажно, стала логическим продолжением российских предложений по решению проблемы.

Успех европейским инициативам обеспечил главный пункт мирной программы, касающийся укрепления мер доверия сторон друг к другу. Без этого, согласились все участники переговорного процесса, продуктивного диалога противоборствующих сторон не получится. Против такого посыла не возразили и в Тирасполе. После чего в Москве и Брюсселе заговорили о том, что в отличие от грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов у приднестровского есть переговорный потенциал, который позволяет надеяться на успешный финал.

По существу, известный сегодня план Штайнмайера, показывающий, как можно урегулировать конфликты на Кавказе, взят из приднестровского опыта. Он также исходит из того, что следует сначала создать базис, а потом возводить надстройку. В основу примирительной идеи немцы положили принцип неприменения силы. Если вспомнить историю приднестровского урегулирования, то этот принцип стал главным в одесских договоренностях, подписанных в 1997 году президентом Молдавии, лидером Приднестровья в присутствии премьер-министра РФ (тогда им был Виктор Черномырдин) и представителя ОБСЕ. Сделано это было по инициативе Москвы, и ей пришлось затратить немало усилий, чтобы убедить Кишинев поставить подпись под документом. Но, как показало время, принуждение к миру было оправданно. Это же сегодня европейцы, и в частности Германия, пытаются сделать в Абхазии и Южной Осетии.

Немецкий план предполагает вначале подписание Тбилиси и Сухуми соглашения о неприменении силы и лишь затем – возвращение беженцев в Абхазию, экономическую помощь региону. Политическое урегулирование группа Штайнмайера оставляет на неопределенное потом. Это как раз тот случай, считают в Берлине, когда торопиться не следует. Надо создать предпосылки для нормального диалога: стабилизировать положение, убрать военные угрозы, реализовать экономические и социальные программы, дать ситуации отстояться, а потом накрывать переговорный стол. Этот план некоторые СМИ назвали туманным, абхазские политики – провальным, грузинские – спорным. Однако Москва его однозначно поддержала.

Россия подтвердила свою абсолютную уверенность в том, что без принятия срочных решений о неприменении сторонами силы и без шагов по деэскалации ситуации в Кодорском ущелье едва ли можно надеяться на то, что будет восстанавливаться доверие и станет возможным обсуждать все другие вопросы, включая, конечно же, и возвращение беженцев, и вопросы экономической реабилитации в зонах конфликта. Об этом 23 июля в Сингапуре после встречи с Кондолизой Райс заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

В лице Штайнмайера российская политика в зонах конфликтов приобрела серьезного союзника. Особенно если учесть отношение к европейцам в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Здесь всегда ставили на Россию, и только. Однако с активизацией в этих регионах США и намерением мирового сообщества интернационализировать урегулирование, потеснив оттуда Россию, в непризнанных республиках стали присматриваться к европейским инициативам. Во всех трех регионах к Европе относятся с большим доверием, чем к США. Особенно учитывая открытую поддержку Вашингтоном Тбилиси и Кишинева. Немаловажное значение имеет прагматичный европейский подход к проблеме: регионы следует накормить – на сытый желудок договариваться легче. Немцы уже объявили о создании специального международного фонда для разрешения абхазской проблемы. На днях президент Молдавии сообщил о таком же намерении ЕС в отношении приднестровского конфликта. Правда, надеяться на то, что Брюссель разрубит все гордиевы узлы и протрубит объединение сепаратистских регионов со своими юридическими центрами немедленно, не следует. Впрочем, на это и не рассчитывают в Сухуми, Цхинвали, Тирасполе, а также в Москве. Россия, поддерживая германские предложения, надеется обеспечить переговорному процессу передышку. И тем самым еще на некоторое время сохранить статус-кво в опекаемых ею непризнанных республиках. Главное – выиграть время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
903
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1536
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1115
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
594

Другие новости