0
1356
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.09.2008 00:00:00

Испытание для Германии

Тэги: германия, россия, меркель, нато


германия, россия, меркель, нато Ангела Меркель не хочет "обрывать нити разговора с Москвой".
Фото Reuters

Война на Кавказе подвергла российско-германские отношения серьезному испытанию. В последние дни их атмосферу еще более осложнило признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Впервые опасному сжатию подвергается накопленный капитал взаимного доверия. То есть важнейшая основа российско-германского диалога, позволявшего до сих пор успешно решать как вопросы двустороннего сотрудничества, так и совместно искать выходы из сложных международных ситуаций.

Факторы риска

В связи с кавказскими событиями Германия избрала противоречивую линию поведения. С одной стороны, правительство ФРГ поддержало принципы мирного урегулирования, совместно выработанные президентами России и Франции Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. С другой стороны, оно закрывает глаза на атаку грузинских сил на российских миротворцев.

Российские ответные действия по принуждению Грузии к миру не встретили германского сочувствия. Федеральный канцлер Ангела Меркель посчитала реакцию России «непропорциональной». В итоге Берлин предпочел блоковую натовскую позицию солидарности с режимом президента Михаила Саакашвили. Тональность официальных обращений в московский адрес соответственно стала жестче. Заместитель представителя правительства Томас Штег озвучил требование бундесканцлерин, чтобы российские войска «немедленно» очистили территорию собственно Грузии.

Сама Ангела Меркель говорила 24 августа в интервью телеканалу ZDF совсем необычные для партнерства вещи: «Мы, конечно, можем пойти на ограничения в наших контактах с Россией». А на российское признание независимости Южной Осетии и Абхазии отреагировала значительно резче, назвав этот акт «абсолютно неприемлемым» и «нарушением международного права». Как минимум она полагает, что в отношениях с Москвой после всех этих событий нельзя «просто так» вернуться «к повестке дня».

В самом деле это не просто и для российской политики. Посещая с визитом Тбилиси, бундесканцлерин первой подняла вопрос о помощи Европейского союза и НАТО в восстановлении грузинской инфраструктуры, в том числе военной, что затем было решено на брюссельском совещании глав дипведомств стран альянса. Выступая в поддержку территориальной целостности Грузии, она относит этот принцип «к ценностям германской внешней политики», словно Германия не участвовала в разрушении территориальной целостности Сербии, признав независимость Косово вопреки позиции Белграда.

Избегая кризиса

В Москве все это может вызывать только сожаление и настороженность. Если не удастся сбить напряженность, не очень ясно, как пройдут намеченные на 2 октября в Санкт-Петербурге очередные межправительственные консультации с участием лидеров обеих стран. С другой стороны, Москва и Берлин научились избегать разогрева споров до критического накала. И сейчас нового «ледникового периода» в российско-германских отношений не предвидится. Так по крайней мере заверяет Меркель: «Я специально ездила в Сочи, чтобы сохранить переговорные контакты». По ее словам, «в список немецких интересов, естественно, входят и отношения с Россией».

Хотя в списке немецких внешнеполитических приоритетов значатся прежде всего трансатлантические отношения и ЕС, связи с Россией имеют для Германии особенное значение. Сделав свои замечания по поводу действий России в конфликте с Грузией, бундесканцлерин также отметила на пресс-конференции в Сочи: «Но это не означает, что мы не будем продолжать разговор на другие темы. Для этого наши страны слишком сплетены друг с другом».

Действительно, экономическая составляющая отношений с Россией обеспечивает немцам около 2 млн. рабочих мест, а политическая повышает авторитет ФРГ в международных делах. Комментируя актуальную ситуацию, эксперт Гамбургского института проблем мира и политики безопасности Михаэль Брцоска отмечает, то «благодаря сравнительно хорошим отношениям с Россией в минувшие годы, когда отношение Запада к России в целом ухудшилось, Германия обрела нечто вроде особой роли. По сравнению с другими западными государствами мы находимся в особенно хорошем положении, чтобы попытаться снова построить и расширить диалог с Россией».

Ряд признаков позволяет предположить, что Берлин не собирается ставить конфликт на Кавказе и «защиту Грузии» во главу угла отношений с Москвой. Контакты на правительственном уровне, в том числе высшем, между двумя столицами продолжаются. Уже после своей резко критической оценки акта признания независимости Южной Осетии и Абхазии Меркель 27 августа позвонила президенту Медведеву. Она получила разъяснения российской позиции по этому вопросу. Разговор шел и о практической реализации шести принципов урегулирования конфликтов, выработанных президентами России и Франции. Этот обмен мнениями, как отмечала бундесканцлерин, был необходим накануне созываемого сегодня саммита ЕС. Как полагают некоторые берлинские СМИ, позиция Германии на саммите, несмотря на «огорчение» действиями Москвы, скорее всего будет взвешенной и не согласной с возможными призывами к «изоляции России».

Примечательно, что вице-канцлер и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер воспрепятствовал принятию решения о ликвидации Совета Россия–НАТО, предложив «во избежание худшего» лишь временно «заморозить» его работу до вывода российских войск из собственно Грузии. Вот и Меркель заявила в прошлый вторник: «Я не хотела бы обрывать нити разговора с Москвой и в рамках НАТО».

В целом позиция Берлина по Грузии неоднозначна. Во-первых, Ангела Меркель ввела понятие «ядровой грузинской территории», к которой не относятся ни Абхазия, ни Южная Осетия. Во-вторых, федеральное правительство отмечает, что пятый из шести принципов Медведева–Саркози позволяет России создать, правда временно, зону безопасности южнее югоосетинской границы ограниченным числом миротворцев. В-третьих, немцев интересует в первую очередь направление дополнительных наблюдателей ОБСЕ. После телефонного разговора с Медведевым в среду этот вопрос обсуждался на заседании ее кабинета. А к идее размещения в зоне конфликта европейских миротворцев в Берлине относятся скептически.

Немцы дорожат миром

Некоторые представители германского истеблишмента и часть СМИ настойчиво рисовали обществу картину нападения «большого русского медведя на крохотную грузинскую мышь». Но многие немцы все-таки получили представление о том, кто развязал войну в Южной Осетии и не разделяют официальной линии поддержки режима Саакашвили. Последствия этого конфликта, как сообщает агентство Infratest-Dimap, вызывают обеспокоенность значительной части населения. Вопросы у него вызывает и одновременное выражение согласия правительства с планами Пентагона.

Бундесканцлерин поддержала заключение польско-американского договора о противоракетной базе в Польше, разойдясь, правда, с главой внешнеполитического ведомства, который указал на вероятность развязывания новой гонки вооружений в связи с намерением Вашингтона разместить в Европе элементы собственной системы ПРО. Меркель также неоднократно заявляла в эти дни о будущем членстве Грузии (а заодно Украины) в НАТО как о решенном вопросе.

Между тем, по данным упомянутого агентства, 58% немцев выступают против приема Грузии в военно-политический союз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
233
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
385
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
284
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
166

Другие новости