0
1874
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.03.2010 00:00:00

В свободном падении

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: украина, власть, экономика


украина, власть, экономика В Верховной Раде началась перегруппировка сил.
Фото Reuters

Свое президентство Виктор Янукович начинает в ситуации, когда экономика отброшена к началу 90-х годов, а нескончаемая политическая борьба лишает страну перспектив устойчивого развития.

Политические пазлы

Президентские выборы не привели к политической стабильности, ожидаемой многими украинцами, а стали продолжением многолетней борьбы за власть. Только место Виктора Ющенко занял Виктор Янукович, который вступил в соперничество с Юлией Тимошенко. Каждая из двух противоборствующих сторон – БЮТ и Партия регионов – борется за абсолютную власть, которая позволит диктовать свою волю побежденным.

Политическая ситуация в Украине, несмотря на внешнюю хаотичность, имеет свою логику. Партия регионов и Виктор Янукович пытаются расчистить политическое поле от своих конкурентов, прежде всего БЮТ, и получить доступ к реальным рычагам власти. Эта задача станет для Януковича ключевой на протяжении текущего года, определяя уровень политической стабильности в Украине.

В ближайшие месяцы для Партии регионов ситуация может развиваться по двум основным сценариям. Один из них предполагает создание парламентской коалиции в составе «Нашей Украины» и Блока Литвина. Подобный альянс возможен в случае уступок со стороны регионалов по ряду ключевых вопросов. Разменной монетой могут стать: статус русского языка, интеграция в рамках постсоветского пространства, взаимоотношения с НАТО, а также кадровые назначения. Без этого сложно ожидать, что «Наша Украина» пойдет на создание коалиции с Партией регионов.

По второму сценарию президент будет вынужден пойти на роспуск Верховной Рады и провести досрочные парламентские выборы. В этом случае регионалы сильно рискуют, поскольку нет никаких гарантий, что они улучшат свои позиции в парламенте, куда могут пройти партии Сергея Тигипко и Арсения Яценюка. Более того, нельзя исключать ситуации, когда по итогам выборов Партия регионов окажется вне парламентской коалиции, которая будет занимать позиции, отличающиеся от взглядов президента. Тогда конфликт между президентом, правительством и Верховной Радой может развернуться с новой силой.

Впрочем, реализация всех сценариев требует времени, в течение которого фактическим руководителем правительства даже с приставкой «и.о.» будет Тимошенко. Можно не сомневаться, что она развернет широкую кампанию по дискредитации нового президента, возлагая на него всю ответственность за ухудшение экономической ситуации и политической неопределенности. Отсутствие в стране эффективной власти подтверждает увеличение числа рейдерских атак. Передел собственности в Украине набирает силу и в случае затягивания политического кризиса может принять неконтролируемый характер.

Возвращение в 90-е

Вопрос о коалиции является подготовительным этапом к дележу поста премьер-министра, который является ключевой фигурой в системе украинской власти. Однако в условиях полностью разбалансированной экономики главными задачами премьер-министра станут экономическая стабилизация и сдерживание социального недовольства. Спад промышленного производства в прошлом году в Украине составил 21,9%. Подобное наблюдалось в 1994 году, когда украинская промышленность обвалилась на 27%. Правление Юлии Тимошенко привело к тому, что по объему выпускаемой продукции Украина откатилась к уровню 1990 года. Наибольший спад произошел в машиностроении, металлургии и нефтехимии. Промышленность уже не способна выступать «дойной коровой» для выполнения обязательств государства. Объемы невозвращенного НДС и авансом уплаченных налогов привели к обескровлению промышленных предприятий.

Основной проблемой остается сокращение кредитования реального сектора и населения. Высокие ставки делают непривлекательной любую инвестиционную деятельность. Большие проблемы имеет банковский сектор, в котором количество невозвращенных кредитов составляет треть всех займов.

До сих пор не принят бюджет 2010 года, дефицит которого ожидается на уровне 80 млрд. гривен (около 10 млрд. долл.). Как признают в Партии регионов, его необходимо сократить хотя бы до 40 млрд. гривен. Однако это можно осуществить только за счет урезания социальных выплат. Настоящим бедствием, ставящим Украину на грань банкротства, является выплата в 2010 году государственных и корпоративных внешних долгов. За последние два года внешний долг Украины вырос почти в три раза. В итоге Украина стоит на пороге дефолта, который может спровоцировать новую волну кризиса.

Все вышесказанное означает, что, кто бы ни стал премьер-министром, избежать сокращения социальных выплат и урезания социальных программ не удастся. В последующие два-три года население будет вынуждено вспомнить начало 90-х годов, когда выживание было главной проблемой.

Вопрос о показателях экономического роста в Украине, за который борются украинские правительства, давно затмил проблему его качества. Рост экономики на старом оборудовании с использованием устаревших технологий создает лишь видимость развития. За последние 20 лет практически никакой модернизации не проводилось за исключением отдельных предприятий, поставляющих продукцию на экспорт. В результате даже в случае ежегодного роста экономики Украина сможет восстановить докризисный уровень лет через пять.

В последние годы Украина утратила экономическую независимость, а с ней и политическую самостоятельность. Экономическое давление позволяет третьим странам достаточно эффективно влиять на позицию государства. Украину ждут нелегкие переговоры с кредиторами, которые будут добиваться от нового президента и правительства экономических и политических уступок. Россия не должна быть здесь исключением. Тем более что российской стороне есть что отстаивать. Период постоянных уступок и безвозмездной помощи должен отойти в прошлое. Необходима жесткая увязка экономических преференций и предоставляемой Украине помощи с ответными шагами, реально учитывающими интересы России.


Юлия Тимошенко не спешит покидать политическую арену.
Фото Reuters

«Политическая мина»

Нестабильная политическая ситуация в Украине в последнюю пятилетку стала результатом перехода в конце 2004 года к парламентско-президентской форме правления. На практике это привело к дуализму исполнительной власти, гибриду президентской и парламентской республики. Система власти, когда правительство формируется Верховной Радой при активном участии президента, создает неустойчивые конструкции и ведет к конфликтам. Исправить данную ситуацию можно только через очередное изменение Конституции, что предполагает наличие конституционного большинства и – главное – общественный консенсус и политический компромисс. Однако события последних лет дают основания для пессимистичных прогнозов относительно способности партий достичь компромисса по широкому спектру проблем внутренней и внешней политики.

Украинская политическая система зашла в тупик и показала свою несостоятельность. В стране, раздираемой политическими противоречиями и культурными различиями, только жесткая вертикаль исполнительной власти может обеспечить относительную стабильность и развитие. Для Украины парламентская модель означает сохранение раскола и политических междоусобиц, которые усиливаются конституционными противоречиями. В случае их сохранения Украина будет и дальше находиться в состоянии политической нестабильности, а действия законов будут подменяться политическими договоренностями.

Отмена даты местных выборов, запланированных на май 2010 года, лишь подтверждает стремление отдельных политических сил подогнать под себя текущую ситуацию. Верховная Рада вновь пошла по пути политической целесообразности, стремясь совместить местные выборы с досрочными парламентскими. Мотив регионалов понятен: отсрочкой выборов они намерены перетянуть на свою сторону часть местных элит, не допустить ослабления позиций президента и одновременно отложить приход в украинский парламент политических партий, возглавляемых Тигипко и Яценюком. Принимая данное решение, Партия регионов пошла на нарушение Конституции, поскольку закон устанавливает для местных советов срок в четыре года. Местная власть, избранная в 2006 году, должна прекратить свои полномочия в текущем году.

Новый президент не напрасно опасается местных выборов. После их проведения расстановка сил принципиально изменится. Центр оппозиции к президенту и правительству из стен Верховной Рады переместится в регионы, где появится большое количество оппозиционных мэров, не разделяющих политику центральных властей. При отсутствии широкой поддержки в западных и центральных регионах, отдавших свои голоса за Тимошенко, наличия в парламенте многочисленного оппозиционного лагеря, Янукович может столкнуться с новой ситуацией. Так что перенос местных выборов консервирует украинский политический ландшафт, вновь откладывая на будущее решение многих насущных проблем и погружая Украину в состояние свободного падения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
770
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
899
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1136
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
865

Другие новости