0
6809
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.11.2011 00:00:00

Тихоокеанская интеграция: проблемы и дилеммы

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов - руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: атр, атэс, ттп


атр, атэс, ттп Транстихоокеанское партнерство способно лишить Японию своего риса.
Фото Reuters

По мере сдвига центра мировой экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) здесь на разных уровнях интенсивно нарастают процессы хозяйственной интеграции. Страны по обе стороны Тихого океана стремятся занять оптимальное для себя место. Пока в России с помпой ведутся приготовления к проведению во Владивостоке в 2012 году саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), параллельно набирает обороты создание новой торгово-экономической конструкции под названием «Транстихоокеанское партнерство» (ТТП).

На плечах АТЭС

Инициаторами ТТП стали Чили, Новая Зеландия, Сингапур и Бруней, подписавшие в середине 90-х годов первоначальное соглашение о ТТП. Затем в переговоры о присоединения к этой структуре вступили США, Австралия, Малайзия, Перу и Вьетнам. На саммите АТЭС в Гонолулу в истекающем ноябре Япония, а вслед за ней Канада и Мексика также заявили о своем участии в упомянутых переговорах. Если все перечисленные страны-переговорщицы вступят в ТТП, то объединенный ВВП дюжины ее членов составит 40% ВВП всего мира. При этом на долю США и Японии придется 90% ВВП самого ТТП.

Эта структура, по замыслам ее создателей, должна стать альтернативой АТЭС, которое, как считают эксперты, за почти четверть века существования зарекомендовало себя как неповоротливая организация, неспособная эффективно решать поставленные перед ней задачи по либерализации торговли и инвестиций в АТР.

Судя по всему, ТТП станет важной вехой на пути построения Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Основные параметры либерализации торговли, инвестиций и других сфер должны быть обозначены в соглашении, которое планируется подписать уже в следующем году.

Разброд и шатания в Токио

Сделанное в Гонолулу заявление премьер-министра Ёсихиро Ноды о присоединении Японии к переговорам о ТТП отнюдь не способствовало и даже не означало окончания в стране и обществе раскола по поводу этого шага. Наоборот, оно еще больше обнажило «противоречие между городом и деревней». Его олицетворением стало противостояние влиятельных лоббистских групп от ведущих торгово-промышленных кругов, представленных Федерацией экономических организаций (Кэйданрэн), с одной стороны, и от Центрального союза сельскохозяйственных кооперативов – с другой.

Кэйданрэн, в частности, утверждает, что отказ от присоединения к ТТП нанесет Японии критический ущерб. Сторонники партнерства подсчитали, что в этом случае Япония потеряет свою долю международного рынка, экономика сократится на 1,53%, а 812 тыс. человек потеряют работу. Наоборот, присоединение, несмотря на постарение населения и хроническую дефляцию, увеличит ВВП страны на 2,7 трлн. иен.

Оппоненты, со своей стороны, возражают, что членство в ТТП сократит степень самообеспеченности Японии продовольствием с без того низкого уровня в 40% до мизерных 13%. В итоге страна может стать заложником потенциальных дипломатических конфликтов, а сельское хозяйство лишится 3,4 млн. рабочих мест. Под угрозу могут быть поставлены также такие чувствительные сегменты японской экономики и общества, как здравоохранение, банковский и финансовый секторы, страхование и другие.

На сегодняшний день японское общество фактически расколото по проблеме вхождения в ТТП. По ноябрьскому опросу общественного мнения, проведенному информагентством «Киодо», 38,7% японцев поддерживают этот шаг, а 36,1% выступают против него. При этом 78,2% считают, что правительство Ноды не дало убедительных разъяснений по поводу влияния ТТП на Японию.

Яростная борьба вокруг ТТП разворачивается в политической сфере. В настоящее время правящая Демократическая партия Японии (ДПЯ) также разбита на две части по поводу решения премьера. 356 парламентариев из 722 в обеих палатах парламента поддержали петицию против ТТП. А главная оппозиционная сила – Либерально-демократическая партия надеется использовать тему ТТП, чтобы попытаться окончательно загнать ДПЯ в угол.

Вашингтон прессингует

Формально США не являются инициаторами создания ТТП, но к настоящему времени именно они стали основным двигателем этого партнерства. Оно должно продемонстрировать, что США остаются главным игроком в АТР, где на глазах возрастает влияние Китая. Кроме того, возглавив ТТП, Соединенные Штаты хотели бы получить свою долю регионального экономического пирога, стремительно всходящего на дрожжах роста экономик Азии. По сообщениям японских СМИ, цель США заключается в том, чтобы за пять лет удвоить свой экспорт, включая финансовые услуги.

Особенно Вашингтон надеется на резкое расширение доступа на емкий рынок Японии, который во многих отношениях еще остается закрытым для зарубежного бизнеса. Американцы в первую очередь намерены обсудить с японскими партнерами проблемы импорта мяса, стандартов безопасности автомобилей, страхования и другие интересующие их области.

Пекин насторожился, встревожены страны АСЕАН

Западные эксперты призывают США подчеркнуть, что ТТП направлено не на сдерживание, а на «вовлечение» Китая. Однако Пекин с большой подозрительностью относится к этому партнерству. Пока он официально не критикует ТТП, но и не проявляет желания присоединиться к нему. А вот китайские эксперты считают его японо-американским экономическим блоком. Более того, некоторые из них усматривают в этом блоке откровенный антикитайский подтекст.

Возможность того, что с помощью ТТП США займут доминирующие позиции в экономических отношениях в АТР, вызвала большое беспокойство и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В противовес напористо продвигаемому американскому проекту ассоциация 17 ноября выдвинула идею интеграционной группировки, в которую должны войти 10 стран – членов АСЕАН с последующим подключением «шестерки» в составе Японии, Китая, Южной Кореи, Индии, Австралии и Новой Зеландии. На саммите АСЕАН в ноябре 2012 года ее участники попытаются достичь соглашения о либерализации торговли и услуг, а затем пригласить в него указанную «шестерку». По оценкам МВФ, совокупный ВВП обозначенных 16 стран в 2010 году составлял 27% от мирового ВВП. В стоимостном выражении (17,2 трлн. долл.) он уступает ВВП «девятки» (24,9 трлн. долл.), занятой в переговорах по ТТП. Однако проект АСЕАН включает в себя ведущие государства Азии, являющиеся мировым центром экономического роста.

По подсчетам японских экспертов, в случае реализации проекта «АСЕАН + 6» ВВП Японии увеличится на 1,1%, а если осуществится ТТП с его «девяткой» стран-участниц, то японский ВВП возрастет лишь на 0,5%. Но при этом Японии приходится учитывать, что ТТП может родиться уже в следующем году, а «АСЕАН + 6» – в неопределенном будущем. Однако Япония надеется не только усидеть сразу на двух интеграционных стульях, но и извлечь дивиденды, сыграв роль моста между ними.

У Москвы свои заботы

России, исходя из собственных торгово-экономических интересов в АТР, было бы желательно внимательно присмотреться к тому, что в итоге получится из новой интеграционной затеи под названием «ТТП». При этом необходимо извлечь уроки из опыта своего членства в АТЭС, а также предстоящего вступления в ВТО.

Что касается официозных надежд на то, что саммит АТЭС-2012 во Владивостоке широко распахнет двери для экономической интеграции России в АТР, надо постараться сделать так, чтобы пар от этого мероприятия действительно не ушел в свисток. Такой исход не исключен в свете того, что до сих пор так и не ясно, что дало нашей стране пребывание в АТЭС в течение 13 лет.

Действительно, Дальневосточный регион после развала СССР и заброшенности федеральной властью в 1990-е годы выживал и продолжает выживать в основном за счет массированной продажи в соседние страны своих энерго- и других природных ресурсов. Взамен он получает потребительские товары (в основном из Китая), уже задавившие местную (и не только) легкую промышленность и сельское хозяйство, а также принимает инвестиции и технологии, предназначенные главным образом для более интенсивной разработки и транспортировки (попросту говоря, для более эффективного выкачивания) за рубеж тех же невозобновляемых «даров природы». Таким образом, уже давно полным ходом идет процесс экономической интеграции России в АТР. Правда, в малопочетном формате нефтяной бочки и газового баллона.

Но АТЭС здесь ни при чем. Членство в этой организации пока не только не стало фактором хозяйственного развития России, но и не смогло остановить процесс социально-экономической деградации российского Дальнего Востока. Нагляднее всего об этом свидетельствует непрекращающийся отток населения из региона. За постсоветский период число его жителей сократилось на четверть. На одном лишь Сахалине население за 15 лет сократилось с 750 тыс. до 530 тыс. человек. Но хуже всего то, что, по опросам общественного мнения, от 40 до 50% ныне живущих там молодых людей при возможности хотели бы уехать с Дальнего Востока. Спрашивается: кто со временем будет интегрировать Россию в АТР, куда, как уже говорилось, перемещается центр мировой экономики, а за ним, как очевидно, и политики?

Кстати, среди отечественных экспертов уже слышны призывы поскорее вскочить в вагон с надписью «ТТП». Однако, как представляется, исходя из известных особенностей российской экономики, нашей стране в АТР больше подошло бы участие в проекте, продвигаемом АСЕАН. Ведь ТТП окончательно сметет даже те хилые барьеры, которые пока еще как-то защищают отечественный рынок.

Может, для начала по примеру тех же японцев попробовать просчитать экономические и социальные последствия этого шага, а затем добиться общественного консенсуса по поводу него? Ну а пока Москва готовится к проведению саммита АТЭС, которое, похоже, превращается в субстанцию вчерашнего дня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
624
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1306
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1142
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2185

Другие новости