0
6629
Газета Дипкурьер Печатная версия

20.05.2013 00:01:00

Молдавия вернулась в нестабильность

Страна находится в глубоком политическом кризисе

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: молдавия, политика


молдавия, политика Компартия Молдавии традиционно пользуется значительной поддержкой населения. Фото с официального сайта ПКРМ.

В последние полгода Молдавия переживает сложный политический период. Распад парламентской коалиции, смещение со своего поста главы парламента, отсутствие полноценного правительства при слабом президенте лишают страну перспектив на стабильность и развитие.
Начало
Избрание в марте 2012 года президентом Молдавии Николая Тимофти покончило с неполноценностью молдавской власти, которая в течение нескольких лет действовала при отсутствии главы государства. Однако относительная стабильность оказалась недолгой. После известных событий декабря 2012 года, связанных с охотой высших государственных чиновников, которая повлекла за собой гибель человека, политическая ситуация обострилась. Причины дестабилизации следует искать в борьбе между Владом Филатом и Владимиром Плахотнюком. Соперничество между двумя богатейшими и наиболее влиятельными политиками никогда не прекращалось. В итоге в феврале 2013 года после заявления лидера либерал-демократов Влада Филата о выходе из коалиции «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ) парламентское большинство распалось. Впрочем, внутренние противоречия раздирали АЕИ с момента создания. Достигнутый компромисс между партиями был хрупким. Его члены были связаны групповыми и партийными интересами. Соответственно парламентские партии объединяли задача сохранения политико-экономического равновесия, необходимого для решения собственных вопросов, политическая целесообразность и узкопартийные интересы. В итоге состав парламентской коалиции отражал существующую в стране расстановку сил, интересы которых подменили собой государственную стратегию развития.
В марте правительство Филата получило вотум недоверия от парламента. Распад коалиции в парламенте и выражение недоверия правительству ничего не изменили по существу. Безответственные действия молдавских политиков, ранее входивших в АЕИ, которые играли на электоральных предпочтениях отдельных групп населения, усугубляли царящий в стране правовой нигилизм. Это, в свою очередь, подпитывало процесс дальнейшей деморализации государственного аппарата. Тем более что министерства и ведомства были поставлены на службу отдельным представителям крупного бизнеса.
К середине апреля переговорный процесс о повторном выдвижении Филата на пост премьер-министра завершился достижением ряда политических решений, которые больше напоминали размен должностями. Филат и Плахотнюк достигли договоренности о поддержке молдавскими демократами Филата при назначении его на должность главы правительства. В обмен либерал-демократы поддержали ряд назначений и законопроектов, которые были предложены представителями Демократической партии. Так, по предложению Владимира Плахотнюка состоялся переход к смешанной избирательной системе. Также по инициативе демократов на должность генерального прокурора был назначен Корнелиу Гурин. Подобные назначения и принятие законов должны были обеспечить Филату поддержку со стороны Демократической партии.
Однако политическую ситуацию изменил Конституционный суд (КС) Молдавии, который во второй половине апреля принял решение о невозможности назначения Влада Филата на пост премьер-министра. Принятие данного решения стало возможным в силу близости ряда судей КС к Плахотнюку, который таким образом завершил многоходовую политическую комбинацию против Филата.
Решение Конституционного суда перечеркнуло надежды на создание парламентской коалиции в прежнем составе и приблизило страну к досрочным парламентским выборам.
Контратака Филата
Ответом Филата стало образование в парламенте тактической коалиции между либерал-демократами и молдавскими коммунистами, которые еще недавно выступали с противоположных идеологических позиций. Союз коммунистов и либерал-демократов носил вынужденный характер. Тем не менее в результате совместного голосования либерал-демократы и молдавские коммунисты приняли ряд решений. Так, новое большинство проголосовало за возврат к пропорциональной системе при повышении избирательного порога для политических партий с 4 до 6%. Данное решение было направлено против Демократической партии, поскольку внутриполитические конфликты и распад коалиции значительно подорвали ее рейтинг. В случае проведения досрочных парламентских выборов прохождение Демократической партии в парламент остается под вопросом.
Новая коалиция инициировала принятие закона, который фактически ставил Конституционный суд под контроль парламента. Так, три пятых численного состава депутатов получили возможность отправлять в отставку судей Конституционного суда в случае, если в их действиях будет усмотрена политическая интерпретация законов. Новую коалицию не остановил тот факт, что данные поправки противоречат Конституции страны. Политическая целесообразность определила логику поведения либерал-демократов и коммунистов.
Нахождение во главе правительства, пусть и в статусе исполняющего обязанности, Юрия Лянке, соратника Филата, определило линию поведения коммунистов и либерал-демократов. В итоге были приняты поправки в закон об исполнительном органе власти. Они сводятся к тому, что даже временное правительство может принимать постановления и распоряжения, визировать законодательные инициативы, разрабатывать и предлагать парламенту поправки в бюджет, подписывать международные соглашения, реализовывать программы по социально-экономическому развитию и т.п. В условиях высокой вероятности проведения досрочных парламентских выборов наличие подконтрольного правительства, способного в ручном режиме распределять финансовые ресурсы, приобретает ключевое значение.
Еще одним шагом, направленным на ослабление позиций Плахотнюка, стал переход Национального центра по борьбе с коррупцией из-под контроля парламента под контроль исполнительной власти. Если учитывать тот факт, что глава Центра Виорелу Кетрару близок к Плахотнюку, то становится понятным желание либерал-демократов усилить свое влияние на данную организацию.
Наиболее скандальным стало голосование по кандидатуре генерального прокурора. В середине апреля в этой должности был утвержден Корнелиу Гурин. Тогда его назначение было обеспечено голосами либерал-демократов в обмен на поддержку демократами кандидатуры Филата. После решения Конституционного суда данная договоренность показалась сторонникам Филата ненужной, и они вместе с коммунистами проголосовали за отмену ранее принятого решения. Формальным поводом послужил неправильный подсчет голосов при голосовании за кандидатуру генпрокурора.
Наконец, резонансным решением либерал-демократов и коммунистов стали отставка спикера парламента Мариана Лупу и утверждение должности исполняющего обязанности председателя законодательного органа.
Раздел Молдавии
Причина нестабильной ситуации в Молдавии заключается в том, что политическая борьба переродилась в соперничество между представителями крупного капитала. Основные финансово-промышленные группы приватизировали институты государственной власти, подменив интересы страны собственными амбициями. На определенном этапе политическая ситуация в Молдавии стала заложником амбиций трех политиков. Лидеры Либеральной, Либерально-демократической и Демократической партий, сконцентрировав в своих руках всю полноту власти и разделив властные полномочия, стали формировать внутреннюю и внешнюю политику. В результате кадровые вопросы стали предметом кулуарных договоренностей между лидерами основных политических сил. При том что страна все глубже погружалась в атмосферу правового нигилизма и жесткой борьбы конкурирующих групп за власть, привыкших использовать административные и финансовые ресурсы в отстаивании своих интересов.
Политическая целесообразность остается более весомым фактором молдавской политики, нежели законы, которые превратились в орудие шантажа для решения собственных проблем. Противоборствующие стороны стремятся получить дополнительные инструменты влияния на своих оппонентов. Достигаемые компромиссы больше похожи на закулисные переговоры, что отчетливо подтверждают события текущего года. Как итог происходит утрата легитимности не только парламента, но и власти как таковой. Политические процессы, которые происходят в Молдавии, и жизнь населения страны никак между собой не связаны.
Неясные перспективы
За последние полгода ситуация в Молдавии претерпела кардинальные изменения. Страна находится в глубоком политическом кризисе. Нет полноценного правительства, отсутствует устойчивое парламентское большинство. Сохраняется сложная социально-экономическая ситуация, растет уровень бедности и безработицы, увеличивается внешняя задолженность.
Политические партии дискредитированы в глазах населения. Борьба Плахотнюка и Филата обвалила рейтинги Демократической и Либерально-демократической партий. В наиболее выгодном положении находится Либеральная партия Михаила Гимпу, стоящая на унионистских позициях. Остальные партии из бывшей коалиции АЕИ не имеют четкой идеологической платформы, если не брать в расчет курс на евроинтеграцию Молдавии. По опросам лидером общественных симпатий является Компартия Молдавии. В случае досрочных парламентских выборов она может рассчитывать на значительную поддержку избирателей.
15 мая Юрий Лянке был назначен молдавским президентом кандидатом на пост премьер-министра. Законом ему отводится 15 дней, чтобы заручиться поддержкой большей части депутатов. Однако процесс назначения премьер-министра непредсказуем и полон неожиданностей. Многое будет зависеть от того, удастся ли основным политическим силам договориться по кадровым вопросам. В противном случае Молдавия вновь приблизится к досрочным парламентским выборам, проведение которых рассматривается некоторыми политиками в качестве разрешения политического кризиса.   

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: Какой же это разворот на Восток, когда Китай боится санкций США и не дает денег

Константин Ремчуков: Какой же это разворот на Восток, когда Китай боится санкций США и не дает денег

0
1443
Додон хочет стать "молдавским Путиным"

Додон хочет стать "молдавским Путиным"

Светлана Гамова

Республика меняет парламент на президента

0
1452
В Конгрессе США создан Кокус по Узбекистану

В Конгрессе США создан Кокус по Узбекистану

Виктория Панфилова

Контуры будущих отношений Ташкента и Вашингтона обозначены

0
1057
Сокрытие возможностей или триумфальное шествие?

Сокрытие возможностей или триумфальное шествие?

Александр Лукин

Китай стоит перед серьезным стратегическим выбором

0
973

Другие новости

Загрузка...
24smi.org