0
6634
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.10.2015 00:01:00

Киев поставил на Запад

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, петр порошенко, запад, россия, крым, донбасс


украина, петр порошенко, запад, россия, крым, донбасс Петр Порошенко усиливает армию Украины. Фото Reuters

Дрейф Украины в сторону Запада, который в период правления Леонида Кучмы, Виктора Ющенко или Виктора Януковича в определенной мере сдерживался сохранением политического и экономического сотрудничества с Россией, получил новый импульс в период президентства Петра Порошенко. Украина пересмотрела приоритеты внешней политики, которая стала носить антироссийский характер.

Демонстративный разрыв отношений с Россией в политической, экономической и культурной сферах и движение Киева в сторону расширения сотрудничества с США и ЕС, активизировавших свои усилия после государственного переворота 2014 года, отражают расстановку сил внутри украинской элиты. Для обоснования своей политики Киев использует тезис о российской угрозе на востоке страны, а также привлекает внимание к Крыму, который в прошлом году вошел в состав России.

Крымский фактор продолжает оказывать влияние на внешнюю политику Киева. Повышенное внимание украинских властей к «проблеме» Крыма поддерживается США и европейскими странами. В Вашингтоне и Брюсселе поощряют усилия Киева по возврату полуострова в состав Украины. Кроме того, США и европейские страны заинтересованы в сохранении внимания к Крыму со стороны международного сообщества, поскольку крымская проблематика позволяет продолжать конфронтационную политику в отношении России, выдвигая ей новые требования и вводя дополнительные санкции. Сложности с транспортным сообщением, ограниченность водно-энергетических ресурсов, а также фактор крымско-татарского движения, поддержку которому оказывает Турция, делают этот российский субъект уязвимым перед внешним давлением. Приближение парламентских выборов, которые должны пройти в 2016 году в России, усиливает заинтересованность западных стран раскачивать социально-политическую ситуацию на полуострове прежде всего за счет внутриукраинских сил. Так, одним из элементов украинской политики в отношении полуострова является блокирование государственной границы между Россией и Украиной, инициированное руководством меджлиса крымско-татарского движения. Данные действия поддерживаются официальным Киевом, а также встречают одобрение со стороны националистических партий, выступающих за возвращение Крыма в состав Украины.

Помимо активного обсуждения вопроса о Крыме на международных встречах и конференциях, на которых Украина заручается поддержкой западных стран, этот вопрос находится в фокусе внимания практически всех политических сил, которые пытаются извлечь политические дивиденды. Президент и парламент в своих заявлениях постоянно обращаются к теме Крыма, отмечая необходимость его возвращения в состав украинского государства. Вопрос территориальной целостности Украины эксплуатировался на последних президентских и парламентских выборах, а также используется в ходе предвыборной кампании на местных выборах.

Сильное влияние на внешнюю политику Киева оказывает ситуация на востоке страны. Киев настойчиво стремится закрепить за Россией образ агрессора. Антироссийская пропаганда, которая ранее ограничивалась отдельными заявлениями представителей националистических партий и публикациями на страницах украинских изданий, приняла характер государственной идеологии.

Киев настойчиво формирует общественное мнение как внутри страны, так и за ее пределами в поддержку сохранения жесткого курса в отношении Донбасса, рассчитывая на дальнейшее вовлечение США и ЕС в разрешение внутреннего конфликта. В свою очередь, Брюссель и Вашингтон корректируют политику Киева, оказывая на него политическое давление и расширяя военное сотрудничество. Кроме этого, США и ЕС поощряют конфронтационный подход Киева в отношениях с Москвой, рассматривая российско-украинские отношения в контексте процессов, происходящих на постсоветском пространстве.

Продолжающиеся более года военные действия в Луганской и Донецкой областях свидетельствуют о недейственности правовых механизмов для решения данной проблемы. Ситуация требует политического решения, найти которое в силу ряда причин весьма сложно. Достижение договоренностей о мирном решении конфликта противоречит действиям украинской элиты, которая пытается использовать конфликт в собственных интересах. Большинство политических сил стоит на жестких, непримиримых позициях в отношении Донбасса, игнорируя интересы и особенности украинских регионов. В частности, несмотря на договоренности, Киев отвергает какие-либо возможности принятия закона об особом статусе Донбасса и амнистии участников конфликта. В Киеве нет единого мнения относительно того, нужно ли принимать закон о выборах применительно к юго-восточным областям или необходимо опираться на уже действующее законодательство. Много вопросов оставляет требование о проведении выборов на территории ЛНР и ДНР с участием украинских политических партий, которые негативно относятся к населению, проживающему на территориях республик. В итоге достигнутые договоренности и переговорный процесс о мирном решении конфликта на востоке Украины при сложившейся расстановке сил в Украине и вовлеченности западных стран во внутриукраинские процессы имеют невысокие шансы на реализацию.

Расширение сотрудничества с США и ЕС сопровождается активизацией контактов Киева с НАТО. Создаются различные тренировочные лагеря с привлечением инструкторов альянса, проводятся совместные учения, обсуждаются варианты расширения присутствия НАТО в Черноморском регионе. Новый импульс получило политическое взаимодействие Украины с НАТО. Отражением этого стало принятие Парламентской ассамблеей НАТО резолюции о солидарности с Украиной и об осуждении политики России. В итоге Украина, формально не являясь членом НАТО, становится ключевым партнером альянса на постсоветском пространстве.

В Украине сложилась ситуация, когда под интересы западных стран подгоняется не только внешнеполитический курс, но и форма государственного устройства. Консервация унитарной модели, которая на примере Крыма и юго-восточных регионов показала свою неэффективность при решении межрегиональных противоречий, происходит при активном участии западных стран.

Сохранение Украины в качестве унитарного государства происходит за счет репрессивных органов, которые подавляют любое движение, выступающее за отстаивание региональных интересов. Переход к федерализации, который мог на определенном этапе смягчить политические процессы, не состоялся. В результате время оказалось упущено, что сохраняет угрозу новых политических конфликтов по линии Киев–регионы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
621
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1047
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
761
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
402

Другие новости