0
1363
Газета Культура Интернет-версия

28.09.1999 00:00:00

Такая чудная французская игра

Тэги: Венсан, театр


Жан-Пьер Венсан (слева) и Даниэль Отэй

ЖАН-ПЬЕР ВЕНСАН - один из самых известных сегодня французских режиссеров старшего поколения. Кажется, что еще совсем недавно он и Патрис Шеро были самыми молодыми театральными лидерами во Франции, которым доверили руководство театром в пригороде Парижа Сартрувиле. Увлеченные событиями мая 68-го года, политически ангажированные, Шеро и Венсан создали немало злободневных политических спектаклей, но очень скоро определяющими в их творчестве становятся художественные искания.

За тридцать лет Жан-Пьер Венсан не только осуществил множество постановок, но и выучил несколько десятков актеров, подолгу руководил большими театральными организмами и еще иногда вспоминал о своем актерском призвании. Филолог по образованию, он, как немало французских режиссеров, отдал щедрую дань немецкой драматургии. Организовав в начале 70-х вместе с Жаном Журдейем "Thйвtre de I"Espйrance" (Театр Надежды), он познакомил французскую публику с мало ей тогда известными произведениями немецких авторов: "Войцек" Бюхнера, "Дон Жуан и Фауст" Граббе, поставил две версии "Мещанской свадьбы" Брехта и одну из самых ранних его пьес "В джунглях городов", которая была одним из самых заметных событий в парижском сезоне 1972/73 годов. С этого спектакля я и запомнила имя Венсана, стараясь по возможности не пропускать его работы.

Начиная с 1975 года он в течение девяти лет руководит Национальным театром в Страсбурге (TNS). Жан-Пьер Венсан превратил его в один из главных театров страны, во многом благодаря четко выраженному чувству команды, единого ансамбля, состоящего из ярких индивидуальностей. С 1977 года художником почти всех его спектаклей становится Жан-Поль Шамбас, и Венсан постоянно утверждает огромную роль художника в создании спектакля. В эти годы он много ставит произведений классического репертуара и в то же время создает одну из самых своих экспериментальных постановок "Vichy-Fictions" (1980) на текст Бернара Шартре и Мишеля Дейча. В Страсбурге Венсан уделяет очень большое внимание Школе, и с тех пор, где бы он ни ставил, какие бы театры ни возглавлял, преподавание остается одной из главных его привязанностей.

Блестящие результаты деятельности Венсана в TNS наглядно свидетельствуют о его умении сочетать творческие и административные обязанности. В 1983-м он получает предложение возглавить первый театр страны, "Комеди Франсэз". Впервые во главе этого сложнейшего организма встал человек, весь творческий путь которого связан с демократическим французским театром. Надо сказать, что Венсану нелегко пришлось в стенах "Комеди Франсэз", которые он с облегчением покинул спустя три года, предусмотренные контрактом. Он старался расширить узкие рамки репертуара, в котором неизменно доминировали классические произведения, одобренные специальным Комитетом по чтению (то есть репертуарным комитетом). Поставил пьесу современного французского драматурга Жана Одюро "Фелисите", написанную по мотивам повести Флобера "Простое сердце", с выдающейся актрисой Дениз Жанс в заглавной роли; ее игра в этом спектакле - одно из моих самых сильных театральных впечатлений. Ставит "Самоубийцу" Эрдмана в переводе знаменитого французского драматурга Мишеля Винавера. Ставит любимого "Мизантропа" Мольера, который, по словам Венсана, так и не смог его убедить в том, что в жизни преобладают люди злобные и враждебно настроенные к своим ближним.

Этот его спектакль видели в 1985 году зрители Москвы, Ленинграда и Киева во время последних пока гастролей в нашей стране "Комеди Франсэз". Ожидавшая (особенно от французов) политических аллюзий в постановках Мольера часть наших театралов была весьма разочарованна, их не обнаружив в работе Венсана, которого в тот момент интересовали значительно больше, чем политика, общечеловеческие непреходящие проблемы. В соответствии с его замыслом очень красивый и холодный визуальный ряд, созданный сценографией Шамбаса, служил безупречным фоном страстным метаниям Альцеста, которого играл знаменитый Мишель Омон.

После "Комеди Франсэз" Венсан отправился в свободное плавание, сообщая в многочисленных интервью о счастье обретения свободы и о нежелании связывать себя обязательствами с каким-либо театральным Домом. Он преподает в Парижской консерватории драматического искусства, много и увлеченно работает в разных театрах. Весной 1987 года соглашается на предложение Антуана Витеза и ставит у него во Дворце Шайо в Париже "Женитьбу Фигаро" - один из лучших своих спектаклей, искрометный и яростный. По его собственным словам, он впервые обнаружил для себя в пьесе, которую справедливо считают провозвестницей Великой Французской революции 1789 года, еще и тот пласт, который лучше всего характеризует первая часть названия "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Блистательно исполнял роль графа Альмавивы Дидье Сандр, тогда совсем еще молодой актер. Осенью того же года на сцене Национального народного театра в Вильурбанне (пригороде Лиона), которым многие годы руководит Роже Планшон, Венсан блестяще поставил трагикомический спектакль "Делатель театра" по пьесе знаменитого австрийца Томаса Бернхарда, вложив в него, кажется, собственную жизнь и судьбу, и свои взаимоотношения с театральными подмостками. В 1987-м он получает престижную театральную премию "Мольер". В конце 80-х, как и многие европейские режиссеры, он увлекается античностью и ставит трилогию, в которую вошли две трагедии Софокла - "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне" - и комедия Аристофана "Птицы".

В 1989-м Венсан снова взваливает на свои плечи административные обязанности, приняв руководство театром "Нантер-Амандье" после покинувшего его Патриса Шеро. А вместе с театром и его Школу. И уже на Авиньонском фестивале-90, на самой престижной и самой трудной его площадке, в Почетном дворе Папского дворца, Венсан показывает весьма любопытную постановку "Плутней Скапена" Мольера, в которой многое было решено в традициях комедии дель арте. Превосходно играл молодой актер Марио Гонзалез старика Жеронта, повадки, костюм и маска которого в точности соответствовали облику Панталоне. Он был одновременно столь зловещ и уморительно смешон, что критика не скупилась на похвалы, называя его гениальным. Особенно хороши были "дуэты" Гонзалеза и знаменитого киноактера Даниэля Отейя (Скапена), который раскрылся у Венсана и как прекрасный театральный актер.

За десять лет руководства "Нантер-Амандье" Венсан сумел привлечь к сотрудничеству режиссеров разных поколений (например, Маттиаса Лангхофа и Стансласа Нордэ), показывает оригинальные музыкальные спектакли (Хейнера Геббельса, или Жоржа Апергиса) и ставит сам "Женитьбу Фигаро" Моцарта. Он приглашает Анастасию Вертинскую и Александра Калягина для проведения мастер-класса, результатом которого становится оригинальный спектакль "Чехов, 3-й акт", в который вошли третьи акты "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада". В своих постановках он нередко возвращается к тому, что делал в 70-е в Страсбурге: так появляются "Войцек" с Даниэлем Отейем в заглавной роли (1993) и "Насилие в Виши-II" (1995), где Венсан играет Гитлера. Ставит с "Любовью не шутят" Мюссе и трагедию Сенеки "Фиест". А то дает о себе знать филологическое образование, и он создает спектакль, лишенный действия и сюжета, которые заменяет интрига мысли: "Неизданный Карл Маркс" (1997) включает в себя тексты Маркса, Шекспира, Чехова, Хайнера Мюллера и Жака Дерриды. А то удивит всех своим Мариво, которого французский театр последней четверти XX века превратил в самого неожиданного и чуть ли не в самого репертуарного драматурга.

Свой спектакль "Игра любви и случая" Мариво Жан-Пьер Венсан покажет сначала в Нижнем Новгороде. 28 и 29 сентября на сцене МХАТа имени Чехова его смогут увидеть москвичи, а потом он уедет на фестиваль "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
316
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
312
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
442
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
314

Другие новости