0
1297
Газета Культура Интернет-версия

05.11.1999 00:00:00

Поцелуй меня в звезды

Тэги: планетарий


Планетарий, как он есть сегодня.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

В СОВЕТСКОМ искусствознании принято помещать здание планетария в парадигму атеизма: храм науки, чьей главной задачей является доказательство небытия Божьего. В искусствознании антисоветском то же самое здание рассматривается в парадигме тоталитаризма: как идеальный объем для соборных пролетарских действ, предвестник Дворца Советов. И, конечно, не только советских: похожий купол будет фигурировать и у Альберта Шпеера - в проекте берлинского Дворца наций. Кстати, к 1929 году в мире было двенадцать планетариев, десять из них - в Германии.

То есть этот купол оказывается связующим звеном двух глобальных идеологий - при том, что на самом-то деле он является олицетворением третьей. Прагматической, позитивистской, американской - если угодно. Небесам - все равно, что будет с нами. Уютная такая колбочка для медитативного размышления о второй половине кантовского императива. Именно что "овладение" небом, а не его "покорение" (хотя тот же Барщ - один из авторов планетария - делал у ВДНХ монумент покорителям космоса, правда, спустя сорок лет).

В здании совершенно нет ничего "космического-фантастического", кроме серебристого цвета купола. Но оно такое скромное по масштабам и так припрятано в глубь квартала, что никак не скажешь, что наш планетарий является "олицетворением прогресса" или, там, "зданием будущего". Абсолютно честная метафора науки: сидим под колпаком, по мере появления новых данных - просвещаем. Характерно, что авторы планетария (Михаил Барщ и Михаил Синявский) ничего выдающегося больше не построили. Зато преподавали в Архитектурном институте.

Интересно, что в одном из последних путеводителей по Москве планетарию было отказано числиться по ведомству конструктивизма: "уникальность функции сооружения, ярко выраженная в его внешнем облике, делает затруднительным отнести постройку к какому-либо направлению в архитектуре". Но именно эта принадлежность здания миру чистых форм дает возможность непрерывно его актуализировать: когда весной этого года Светлое воскресение совпало с Днем космонавтики, планетарий нарядили под пасхальное яичко, а в Машковом переулке будут строить "Дом-яйцо". Правда, и тут есть разница: проект "Обледенения архитекторов" апеллирует к яйцу как таковому, тогда как планетарий это "яйцо с подставочкой" - то есть готовое к употреблению.

В свете этого сурового прагматизма совершенно нелепой представляется нынешняя ситуация. Планетарий закрыт уже шесть лет. Закрыли его, собственно, для ремонта и реконструкции, но поскольку у общества "Знание" (которому планетарий принадлежал с 1959 года), не было денег на его содержание, а у фирмы Twins были грандиозные планы по превращению здания в высокодоходное коммерческое предприятие (при сохранении научно-просветительских функций), то решено было усилия объединить: началась приватизация. Акции ЗАО "Московский планетарий" поделили "Знание" (20%), трудовой коллектив (30%) и Twins (50%). Успели демонтировать старое оборудование, заменить электро- и водоснабжение, залатать крышу, но затем московское правительство засомневалось в законности принципа "... а теперь дискотека!" и решило вернуть планетарий себе. Пошла бумажная война, пикеты, иски, арбитражный суд - и в конце концов 61% акций перешел-таки городу, 19% осталось у Twins, 20% - у планетарцев.

Но прошел год, а планетарий как стоял под замком, так и стоит. Главную свинью подложили, получается, архитекторы - которые, естественно, хотели как лучше. Дело в том, что замечательный проект реконструкции планетария и его окрестностей, сделанный Александром Асадовым, вполне адекватен памятнику, но слишком грандиозен для нынешних реалий. Предполагается поднять здание на восьмиметровую подушку, сделав его доминантой района, обвести галереями, протянуть пешеходный мост к "Баррикадной", выкорчевав по пути всякие баобабы, ну и, естественно, закупить новое оборудование. Для всего этого требуется около 20 миллионов долларов, из которых пока есть только 2,5 миллиона - но рублей. Эти деньги были заложены в бюджет этого года отдельной строкой, но пришли всего неделю назад.

Конечно, совершенно логично "привести" планетарий к зоопарку. Объединить то, что вроде бы под руками, но в обыденной жизни не поддается пристальному разглядыванию: это звери и звезды. Революционная семантика района совершенно логично заменяется детской (сюда же - кинотеатр "Баррикады"), и восстановление оригинального желтого козырька планетария становится вполне осмысленно. Но как разрешится ситуация - пока непонятно. Игорь Микитасов, директор Twins, не оставляет своих планов, тогда как депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович, курирующий этот вопрос, не верит в возможность консенсуса. "Мой печальный опыт говорит о том, что если библиотека сдает часть площади дискотеке, то она сама со временем превращается в дискотеку", - говорит он. И предлагает другой путь: сделать планетарий городской программой, с тем чтобы потенциальные инвесторы получили налоговые льготы.

Кто-нибудь, зажгите звезды. А то ведь могут подумать, что это никому не нужно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
761
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
789
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1044
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
753

Другие новости