0
1196
Газета Культура Интернет-версия

27.01.2000 00:00:00

Актуальный писатель

Тэги: Ян


РУССКАЯ история, как известно, непредсказуема. И конечно же, никого и ничему не учит. Тем не менее (а может, как раз поэтому) наиболее популярны у нас именно исторические романисты, начиная с самых серьезных и добросовестных и заканчивая откровенной "попсой". "Попса", разумеется, успешнее, ибо раскрутить 15 плохих романов легче, чем раскрутить один, пусть даже и очень хороший. Писатель В. Ян (именно такой, немного восточный псевдоним избрал себе в свое время уроженец Киева Василий Григорьевич Янчевецкий) сейчас, конечно, уступает по популярности, скажем, тому же Валентину Лаврову. Другое дело, что популярность и известность - далеко не синонимы. Может быть, только в нынешнем поколении (родившемся уже не при большевиках) и могут найтись люди, не читавшие ни "Батыя", ни "Чингисхана", безумно знаменитых совсем недавно романов. Но ведь в нынешнем новом поколении не все и "Капитанскую дочку" читали!

Василий Янчевецкий (1875-1954) был путешественником и журналистом. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, он пешком прошел чуть ли не всю северную и центральную Россию. Путевые заметки публиковал в газете, а в 1901 году выпустил отдельной книгой "Записки пешехода". Затем, но уже верхом пересек Каракумы, посетил Хиву и Бухару, побывал в Иране. Именно в Средней Азии, где сохранились следы и Александра Македонского, и Чингисхана, и Тамерлана, у Яна зародилась впервые мысль о том, чтобы написать историческое повествование о прошлом Азии, о великих завоевателях. Во время Русско-японской войны Ян работал фронтовым корреспондентом С.-Петербургского телеграфного агентства, потом в качестве специального корреспондента того же агентства работал в Константинополе и на Балканах. Вернувшись в Россию, Ян продолжал заниматься журналистикой, преподавал, работал в театре. С начала 20-х годов, поселившись в Москве, начал писать историческую прозу, в основном повести: "Финикийский корабль" (1931), "Огни на курганах" (1932), "Спартак" (1933). И лишь позже приступил к основному делу своей жизни - прославившей его трилогии "Нашествие монголов". Первая часть ее, роман "Чингисхан", появилась в 1939 году, вторая - "Батый" - в 1942-м, а третья - "К последнему морю" - вышла уже после смерти писателя в 1955 году. Конечно, книги, посвященные нашествию иноземцев, если они появляются во время Великой Отечественной войны, - уже не просто книги. Это уже книги-символы, книги-события, книги, сами по себе являющиеся фактом истории. И здесь нельзя говорить о том, что, скажем, писателю "повезло" или он выполнял "заказ" (и задумана трилогия была еще в начале века, и работа над ней началась много раньше гитлеровского нашествия). Здесь дело в другом. Некоторые художники опережают свое время, а некоторые совпадают с ним. Но совпадают - если это настоящие художники - полностью, до минуты. Актуальность В. Яна в годы войны не помешала ему быть и оставаться одним из лучших отечественных исторических романистов. Даже злой к "советским" писателям (а Ян, вернувшийся из-за границы в Россию в 1918 году, - лауреат Государственной, тогда, разумеется, Сталинской премии СССР 1942 года, был, конечно, писателем советским без кавычек и, так сказать, в хорошем смысле этого слова), Вольфганг Казак в своем "Лексиконе русской литературы ХХ века" и то не нашел в его жизни и творчестве ничего, что могло послужить поводом для упреков и критики. Напротив, Казак, потомок тевтонов, борьбу с которыми столь красочно описывал писатель в повести "Юность полководца", отмечает, что его работа "основана на тщательном изучении источников и выполнена с большой добросовестностью". Это бесспорно. Это главное достоинство книг Яна и главная причина того, что сейчас Василий Григорьевич Янчевецкий не является "популярным" писателем. А ведь его книги не только тщательно и добросовестно сделаны, его книги - это превосходная, безупречная историческая проза. Проза для юношества, проза, сравнимая, с одной стороны, с произведениями лучших мастеров авантюрной и исторической литературы от Вальтера Скотта, Дюма и Дрюона до Ги Бретона, с другой же - с серьезными историческими работами. Проза, не нуждающаяся в актуальности, проза на все времена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
605
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
708
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
982
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
652

Другие новости