0
857
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2000 00:00:00

Под березами - кинофестиваль

Тэги: кино, фестиваль


B подмосковных Белых Столбах проходит четвертый фестиваль архивного кино ("НГ" отмечала и приветствовала его открытие, см. номер от 07.02.97). Ныне он утвердился, обустроился, стал традицией, приобрел международное реноме.

"В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. // "Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?" - спросил он ласково" - этот эпиграф из "Капитанской дочки" как нельзя лучше характеризует здешнюю ситуацию. Свирепый лев, он же Дракон, бессменно стоит у входа в заповедное неприступное фильмохранилище, знаменитый на весь мир Госфильмофонд России (на эмблеме фестиваля - слова Жана Кокто: "Киноархив - это дракон, охраняющий наши сокровища"). В эти дни здесь открыты все бронеполки, все кладовые мирового экрана.

Но не меньший соблазн - та увлекательная, пестрая, захлестывающая программа, которую предлагает гостям сам фестиваль. В этом году она складывается из множества циклов, подсказанных памятными датами и - увы! - горящими темами времени.

Фестиваль открылся сенсационным показом фильма "Счастье" - немой советской комедии 1934 года, снятой Александром Медведкиным, всемирно признанным классиком кино и художником с трудной судьбой. Его шедевр "Счастье" - история колхозного лодыря Хмыря и его супруги Хмырихи-ударницы - по существу блистательно остроумная, гротескная картина русской деревни на пороге коллективизации. Фейерверк режиссерских решений-первооткрытий, лексикон комедийных трюков - это и есть "Счастье" Медведкина. Задолго до Брехта с его знаменитыми персонажами-масками принцип маски изобрел для экрана этот режиссер. Тем не менее его картина была признана идеологически вредной, вскоре после премьеры снята с экрана и долгие годы оставалась доступной только специалистам. На фестивале "Белые Столбы" "Счастье" было показано в сопровождении специально написанной музыки композитора Алексея Айги, которую темпераментно исполнял "живой" оркестр: казалось, что изображение и музыка наконец нашли друг друга (заметим, что написание музыки к немым фильмам сейчас принято во всем кинематографическом мире).

Госфильмофонд с начала жизни фестиваля вменял себе в обязанность открывать былые советские секреты так называемого спецхрана, восстанавливать и показывать оригиналы картин, положенных на полку или подвергнутых вивисекции с помощью купюр, пересъемок, замены актеров и т.д. Подарком зрителям стал показ фильма Александра Алова и Владимира Наумова "Мир входящему", который в 1961 году получил спецприз жюри на Венецианском фестивале и немало других престижных наград, но до того претерпел множество мытарств на всех стадиях постановки. Оригинальный вариант произвел на публику сильное впечатление. Экспрессивная режиссура "сюжета-путешествия", пролегшего на рубеже войны и мира по поверженной Германии, замечательные актерские работы Виктора Авдюшко, Александра Демьяненко, Николая Гринько и благородство гуманистической идеи, которую тогда сочли "пацифистской", - так смотрится сегодня "Мир входящему".

Испанец и "гражданин мира" Луис Бунюэль, французы Жак Превер и Андре Кайат, британцы Стэнли Кубрик и Кэрол Рид, русские Анатолий Головня и Александр Медведкин - великие мастера, дорогие тени ушедшего столетия - им воздавалось должное в "Белых Столбах-2000". Специальный сеанс посвящен был памяти Робера Брессона, уникального мастера, менее года не дожившего до этих дней, который всегда на своем, казалось, нескончаемом пути оставался самим собой, был верен своим принципам высокой христианской нравственности и чести ("Приговоренный к смерти сбежал", "Дневник сельского священника", "Процесс Жанны Д"Арк", "Кроткая"). В последний день фестиваля была показана картина "Карманник" (1959), в которой просматривается влияние "Преступления и наказания" Достоевского.

Но архив - это не только ностальгия, но и свежий взгляд на былое, разгадки, уроки, потому что

Как в прошедшем грядущее
зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет,

- как справедливо отметила Анна Ахматова.

"Чечня!!!" - подборка фрагментов из фильмов на кавказском материале, начиная с немого "Белого дьявола", немецкой версии "Хаджи Мурата" Льва Толстого, где в заглавной роли сыграл кумир 1930-х Иван Мозжухин, до экранизации 1989 года романа Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая", - раскрывает вековую, трагическую для России тему Кавказа, доказывая, что в менталитете обоих народов никакой национальной розни никогда не было, но всегда были роковые стечения обстоятельств, предрассудки, коварство и амбиции правителей. И - печаль.

Ею проникнут и совершенно неожиданный по замыслу и эффекту монтажный фильм производства Госфильмофонда - "Сентиментальный романс-2000". На фестивале "Белые Cтолбы" каждый год бывает своего рода "изюминка". Так получилось и в этот год, когда после демонстрации звукового двухчастевого фильма "Сентиментальный романс" производства Франции (1930), подписанного Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым (да-да, нашими!), встык показали названную пятиминутную ленту. Автор замысла - известный киновед, научный сотрудник ГФФ Валерий Босенко, который на прошлом, III архивном фестивале показал свой монтажный фильм "Булат Окуджава - актер". Ныне он положил на фонограмму лермонтовской "Казачьей колыбельной песни" в умном и строгом исполнении певца Олега Погудина монтаж неизвестных, неузнаваемых кадров из отечественного фонда по принципу звукозрительного контрапункта, принципы которого были сформулированы в знаменитом эйзенштейновском манифесте "Заявка". Это - жемчужина программы.

При неизбежной на фестивалях (а особенно в пятидневный срок, отведенный для "Белых Столбов") перезагрузке здесь царят веселье и всеобщая доброжелательность, чему способствует типичное для "Московии" гостеприимство. Фестиваль начинался скорее как специализированный для кинокритиков и историков кино, но потянулись сюда и знаменитости иных кинопрофессий. Марлен Хуциев признался, что раньше не бывал в Госфильмофонде, смотрел фильмы в Москве, но, попав три года назад в этот заповедный рай, приехал работать сразу на месяц и теперь фестивали не пропускает. Здесь отдыхаешь душой, здесь от года до года становится еще уютнее, добротнее.

А вот что рассказал нам первый заместитель генерального директора "Белых Столбов", киновед и архивариус с мировым именем Владимир Дмитриев: "За последний год было много новых поступлений в фонд. Этому помог федеральный закон об обязательном экземпляре. Дело в том, что, согласно этому закону, получить разрешительное удостоверение на выпуск фильма можно только при условии сдачи копии в Госфильмофонд. Без этого показ фильма квалифицируется как пиратство. Закон этот существовал уже несколько лет, но до сих пор как следует не выполнялся. А сейчас благодаря строгому выполнению федерального закона мы уже имеем и "Хрусталев, машину!", и "Молох", и "Сибирский цирюльник". Режиссеры стали понимать, что единственный шанс завоевать бессмертие - это сдать фильм в Госфильмофонд!

Наши международные связи? Да, год был хороший. Мы провели показ программы "Николай Черкасов" в Мюнхенском музее, есть договоренность о показах наших программ в Тулузе (там одна из крупнейших синематек), в Париже. "Счастье" Медведкина с музыкальным сопровождением, которое мы слышали на нашем открытии, откроет международный кинофестиваль "Лейпциг-2000". Кроме того, мы начали активно создавать монтажные фильмы. Вскоре на панораме "Берлинале-2000" будет показана наша картина "Земля Обетованная" режиссера Александра Рейхвиашвили о Палестине, о евреях до образования Государства Израиль".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
776
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
815
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1070
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
774

Другие новости