0
719
Газета Культура Интернет-версия

21.06.2001 00:00:00

Кино без комплексов

Тэги: ммкф, кино, фестиваль, москва


ммкф, кино, фестиваль, москва Абдулов и поклонницы на XXII Московском фестивале.

НАЧИНАЕТСЯ фестиваль. Очень большой фестиваль. В идеале ММКФ подразумевает азарт противоборства кино и зрителя. Кто сильнее? Кто кого доконает первым? Что произойдет раньше - зритель притомится бегать на бесконечные просмотры или же фестиваль все-таки исчерпает свои программы?

Масштабы события делают относительными любые минусы самого конкурса. Что значат несчастные 17 конкурсных картин в сопоставлении с остальными двумя сотнями внеконкурсных! Фрагмент в кинопотоке. Да, в конкурсе практически нет режиссерских имен первой величины. Актеров-звезд мирового класса мало. И Этторе Скола с его фильмом "Нечестное состязание", где снялись Жерар Депардье, Жан-Клод Бриали и Клод Риш, воспринимается уже как великое счастье. Так же, как и присутствие Сандрин Боннэр в "Мадемуазели" Филипа Лиоре (впрочем, ни от того, ни от другого фильма ничего особенного не ждешь. Спасибо им просто за то, что они есть). Но ведь в конце концов в других программах встречаются и такие известные имена, как Франсуа Озон, Патрис Шеро, Стивен Фрирз, Лив Ульман, Ларс фон Триер, Александр Сокуров, Рой Андерссон, Жан-Люк Годар.

Да, в конкурсе слишком много картин молодых режиссеров. "Детектор" - первый фильм норвежца Пела Якмана. "Дикие мидии" - первый художественный фильм Эрика де Брюна из Нидерландов. А "Наследство" - художественный дебют Паулы Эрнандес из Аргентины. Аналогичным статусом в биографии американского режиссера Генри Бина обладает картина "Фанатик". "Жертвы и убийцы" совместного производства Чехии, Франции и Швейцарии - первый полнометражный фильм Андреи Седлачковой. А "Стеклянные крылья" - первый полный метр для Резы Багхера из Швеции. На этом фоне авторитетами смотрятся Ян Якуб Кольский, основатель течения "волшебный реализм" в польском кино, и южнокорейский режиссер Ким Кидук, родоначальник движения "Противоречивое и уникальное" в своем национальном кинематографе.

"Взрослое" кино добирают неконкурсные показы. Авторская программа Петра Шепотинника "Восемь с половиной" представит наиболее созревшие - из новейших - тенденции мирового кино. Пройдут ретроспективы венгерского режиссера Миклоша Янчо, греческого режиссера Никоса Панайтопулоса, американского продюсера, режиссера и актера Роджера Кормана. Он причастен к появлению в американском кино целой плеяды звезд - от Джека Николсона и Фрэнсиса Форда Копполы до Джеймса Кэмерона. В "Национальных хитах" зрителю предлагают посмотреть внимательнее на неамериканское кино и его внутренний спор с голливудскими традициями. Программа Кирилла Разлогова "Социалистический реализм вчера и сегодня" радикально меняет понимание этого художественного направления, которое у многих ассоциируется только с нашими 1930 годами. Но в программе рядом с сугубо советскими картинами фигурируют "Восстание рыбаков" Эрвина Пискатора, "Танцующая в темноте" Триера и "Эрин Брокович" Стивена Содеберга. Понятно, что эти фильмы будут выглядеть иначе в одном ряду с "Матерью" Марка Донского, "Нашим домом" Василия Пронина, "Русским вопросом" Михаила Ромма, "Членом правительства" Александра Зархи и Иосифа Хейфица.

Фестиваль подразумевает, что в кино ходит "продвинутый" зритель. В идеале он должен отрешаться от снобистских комплексов. Не бубнить себе под нос, что Висконти и Бергман снимали лучше или, к примеру, у Тарковского "все это уже было". Кино - это множество галактик: тематических, жанровых, географических. И надо учитывать те специфические законы, по которым живет каждая из них. Не для того, чтобы приходить в восторг от всего, что покажут, а чтобы просто не сойти с ума. Ведь раздражать могут любые программы - как пикантные "Опасные связи" (самые поздние сеансы), так и невинные "Большие надежды" (имеется в виду будущее киноискусства) и уж точно "Семейный бизнес - Мохсен Махмальбаф" (ретроспектива фильмов иранской кинодинастии). На все просто нервов не хватит. Остается пафос энциклопедиста или дегустатора, самое ценное для которого - обретение нового киноопыта, каким бы он ни был.

Снисходительное понятие "провинции" в наше время все больше отступает в тень. В системе новых координат "Швейцарское кино сегодня", "Корейский полуостров в зеркале экрана" и "Неизвестный американский авангард" - равны в своих правах на специфику, на национальный колорит стереотипов и экспериментов. Они хороши тем, что существуют на свете. Они нужны, чтобы не сходился клином свет на Голливуде или французской кинодержаве. Чтобы возможность выбора среди разных экранных миров была почти бесконечной.

Самый экзотический симбиоз явит конкурсная картина Сергея Бодрова-старшего - "Quickie. Давай сделаем это по-быстрому". Она снята на германские деньги, в ролях - Владимир Машков и Сергей Бодров-младший, действие происходит в Лос-Анджелесе, в центре сюжета - проблемы русского миллионера. Что может быть более символичным для нового русского кино?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
988
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1522
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1125
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1099

Другие новости