0
814
Газета Культура Печатная версия

31.07.2001

В Мамоновском переулке открыли новую планету

Тэги: фестиваль, клоунада


"Надоело в чемоданах жизнь возить!" - заявили клоуны. Так в прошлом году появилась идея фестиваля. Шесть недель москвичи купались в океане смеха и веселья. Откупались, и даже не заметили, как начались осенние дожди. Праздник кончился, артисты уехали на гастроли, но идея не угасла. В этом году творческий центр "Новое искусство" решил провести второй летний фестиваль "Планета клоунады".

Шоу началось задолго до начала представления. Перед входом в Московский театр юного зрителя два ярко раскрашенных, в сумасшедших одеждах парня веселили будущих зрителей. Открыли же фестиваль артисты клоун-мим-театра "Лицедеи". Их номер "Голубые канарейки" хорошо известен каждому, кто любит цирк. "Блу-у канари-и!" - вытягивал один из сумасшедшей троицы. Театр пародии и эксцентрики "Бим-Бом" показал номер "Метелки", Ирик Ибатулин и Елена Марьяхина из казанского "Унисона" представили зрителям пародию на концерт для фортепиано с флейтой.

Театр сменялся театром, артисты доставали из дорожных чемоданов свои лучшие номера, с которыми объехали полмира. Азия, Европа, Америка давно уже покорены нашими клоунами. К сожалению, за границей они бывают чаще, чем дома. Но в некоторые края они не поедут ни за какие деньги: полупустые залы, вялая публика. Юмор наш часто не понимают законопослушные бюргеры или горячие финские парни. Поэтому клоуны всегда возвращаются на родину, где каждая шутка проходит на ура. Причина непонимания иностранцами номеров наших артистов кроется в том, что они привыкли видеть в клоунах классических дураков. А между тем отечественная клоунада давным-давно стала особым видом искусства. Она соединяет в себе различные цирковые жанры, и не только их. Поэтика в сочетании с юмором, акробатическими номерами, танцами - вот ее составляющие.

Клоуны - непревзойденные мастера импровизации. Обыграть только что увиденный номер, да так, что ни у кого не возникает сомнения, что это не отработанный годами трюк, а сиюминутная фантазия, могут только они. Профессиональная привычка делать все смешно заставляет их выскакивать на сцену, когда там играют артисты из другой труппы. Порой это бывает неожиданно даже для самого клоуна. Мгновенный порыв заставляет работать его воображение на всю катушку. И как результат - овации благодарных зрителей.

А кто еще, кроме них, может мастерски обыграть реквизит, оставленный на сцене другими артистами? Сунуть с важным видом в карман клавишу, вырванную из пианино предшественником, или элегантно выбросить сигареты, оставленные после пикника на обочине. Главное - это элемент лишь сегодняшнего шоу. Лишь сегодня он выходит из-за кулис с голым торсом, пытаясь выжать из себя мистера Вселенную. А завтра он будет уже за тридевять земель, играть на скрипко-саксофоне каким-нибудь мсье или синьорам, и там уже сигарет не будет. Но зато будут лопнувшие шарики, которые раскидает какой-нибудь Шарль и которые нужно будет непременно надуть, вопреки всем законам физики. Поведение клоуна трудно предугадать. Его действия так же неожиданны, как приход ненастья в погожий для синоптика день. Даже сам артист не может определенно сказать, что он будет делать в следующий момент.

Юрий Никулин в одной их своих книг сказал, что, поседев, он стал скорее жалок на арене, чем смешон. Однако Роберт Городецкий, один из основателей театра "Лицедеи", разменяв шестой десяток, стал лишь чуточку интеллигентнее и опытнее. Одной лишь мимикой он может вызвать точно такой же восторг у зрительного зала, как эксцентричные выходки пермского дуэта "ФБР Штырлики". Как бы протестуя против никулинского ощущения, один из артистов клоун-компании "Во!" создал неповторимый образ доброго старика, чуточку разбитного, чуточку строгого, но все равно в доску своего. Или Юрий Барский, которого невозможно представить без галифе и лихо закрученных усов а-ля Чапаев. Он словно обогнал свой возраст, постоянно играя маразматического дедушку в телевизионном сериале "Маски".

Клоуном дано быть не каждому. Тяжело пронести сквозь годы тот самый наив, который был у каждого в далеком безоблачном детстве, - оставаясь и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят лет большим ребенком. Искренне обижаться, когда зрители не хотят хлопать в ладоши или оркестр не играет "фанеру", бурно реагировать на спекулянтов, торгующих билетами втридорога, и тут же переключаться на музыкантов, обвиняя их в том, что они стерли настенную живопись. И вместе с тем требуется огромное чувство такта, чтобы не перегнуть палку и не обидеть человека своими выходками.

Выходя из зала, я услышал диалог деда и внука: "Понравилось?" - спросил дедушка. "Нет". - "А мне очень". Перед пожилым человеком пронеслось на сцене его пионерское детство ("Лицедеи"), юношеский альтруизм в эйфорическом номере со стулом ("Клоун-гелз"). Он, смеявшийся когда-то над "Статуей" Карандаша, сделал для себя настоящее открытие современной клоунады, которая может быть довольно серьезной, покинув арену цирка и выйдя на театральные подмостки. А современному ребенку, воспитанному на компьютерах, американских боевиках, Бивесах и Батхедах, трудно понять тот наив, который был в таком же, как у него, возрасте у его отца и матери.

Но приятные ощущения возникали не столько от содержания номеров, сколько от вспоминания собственных эмоций - уже когда-то бывших. Многие из номеров были уже неоднократно показаны в "Аншлаге", "Смехопанораме", "Вокруг смеха" и других телепередачах. Зрители вспоминали те эмоции, которые возникали у них при первом просмотре "лицедейских" "Голубых канареек" или "Хора животных" в исполнении театра "Братья по разуму". Но, как известно, даже хорошая шутка не должна быть повторена дважды. И если на каждой "Планете клоунады" показывать одно и то же, люди, увы, скоро забудут о ее существовании.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Париж Набокова, Краснодар Кузнецова…

Париж Набокова, Краснодар Кузнецова…

Мария Бахтинова

Образ города обсуждают в Гданьске

0
118
В Генуе возобновили Международный фестиваль балета

В Генуе возобновили Международный фестиваль балета

Наталия Звенигородская

Обновленный смотр объединил разные жанры - танец, театр, музыку

0
733
Фильм "Смерть нам к лицу" победил в Выборге

Фильм "Смерть нам к лицу" победил в Выборге

Ольга Галицкая

На фестивале "Окно в Европу" победила картина, снятая на смартфон

0
1300
Какой бывает связь времен. Размышления в кинозале Третьяковки

Какой бывает связь времен. Размышления в кинозале Третьяковки

Виктория Синдюкова

Размышления в кинозале Третьяковки

0
951

Другие новости

Загрузка...
24smi.org