0
554
Газета Культура Печатная версия

04.06.2002

Тень "Баядерки"

Тэги: петипа, мариинка, балет, спектакль


Убрав "Баядерку" из репертуара как раз накануне ее 125-летнего юбилея, премьеру реконструкции театр несколько раз переносил.

Мариинка обошлась практически без исследовательской работы. И обратилась не к первой постановке 1877 г., а к возобновлению 1900 г. Правда, записи Николая Сергеева, по которым ведется работа, так никто и не датировал. Несмотря на то, что в новом спектакле сохранилась существенная часть былых "лишних" танцев и мизансцен, собственно постановки теперь нет - есть набор фрагментов. Собрали чуть ли не все, что было в редакциях всех времен. Сергей Вихарев числится при этом хореографом-постановщиком. Приблизительную компиляцию, которая у него обычно получается, Вихарев выдает за реконструкцию. Спектакли под маркой Петипа приносят ему известность.

К приблизительной точности хореографического текста добавилась разрушенная структура спектакля. Все на редкость невразумительно. Стало казаться, что самое интересное в этом спектакле - от сценария до танцев главных героев - позднего производства. Словно театр старается не реабилитировать Петипа, а скомпрометировать.

Самой удачной оказалась сценография "Баядерки". Сохранившиеся декорации подновили, новые выдержаны в общем стиле. Проблемой стали, как и в "Спящей", костюмы. Они превратили Солора во вполне корпулентного мужчину - при том, что исполнитель строен, как тростник. В театре, который обзавелся иерархической лестницей артистов в подражание театру императорскому, для событийного спектакля не нашлось статусных исполнителей. И получила бы Дарья Павленко роль Никии, если бы не произведенный ею недавно в Москве фурор на "Золотой маске", - вопрос.

Артисты проявили немалый героизм, пытаясь на руинах спектакля собрать нечто, напоминающее роли. Главную трагическую героиню - скромную плясунью Никию - Павленко никто бы не заподозрил в скромности. Первый дуэт Никии и Солора (Игорь Колб) напоминал о плакатном счастье советских фильмов 1930-х. Гамзатти Эльвиры Тарасовой выглядела скромнее и нежнее Никии. Кстати, и фабула получила иной, чем прежде, смысл. Солор предал не Никию, а Гамзатти - это Никия отняла жениха у невесты. Соперницы словно поменялись местами: очень человечная Гамзатти и надменная, как истукан, Никия.

Для такого аврального спектакля, с обилием накладок разного рода, кордебалет выглядел прилично, хотя не обошелся без путаницы. Несмотря на то что антуражные танцы в сцене праздника остались почти все, без гран-па здесь не хватает классической кульминации спектакля, уравновешивающей медитацию теней. Классический центр перенесен в последний акт, и там эта конструкция безнадежно развалена. Главное событие премьеры - сцена "Гнев богов". Здесь появился танец дельфийских лотосов. В конце дворец рухнул вполне благополучно, никто не пострадал.

Премьера "Баядерки" открыла юбилейный Х международный фестиваль "Звезды белых ночей". Валерий Гергиев на событии не присутствовал. Видимо, есть основания у Гергиева не любить балет.

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Большом театре прошли премьерные показы балета Кристофера Уилдона

В Большом театре прошли премьерные показы балета Кристофера Уилдона

Наталия Звенигородская

Из Лондона с "Зимней сказкой"

0
1295
Ведь мы одноклассники

Ведь мы одноклассники

Галина Коваленко

О премьере в Учебном театре Российского государственного института сценических искусств

0
1818
Концерт  "Огонь Грузии"

Концерт "Огонь Грузии"

0
1456
Большой театр на Исторической сцене выпускает премьеру английского балета "Зимняя сказка"

Большой театр на Исторической сцене выпускает премьеру английского балета "Зимняя сказка"

  

0
922

Другие новости

Загрузка...
24smi.org