0
754
Газета Культура Печатная версия

13.08.2003

Новая драматургия в лице Чехова и Островского

Тэги: театр, сезон, начало, фоменко

"У нас начинается новый школьный год. Если он будет немножко больше школьного и больше, чем у других театров, это будет только к лучшему", - сказал, открывая новый сезон, худрук "Мастерской┘" Петр Наумович Фоменко.

театр, сезон, начало, фоменко Мужское лицо 'Мастерской Фоменко'.
Фото Фреда Гринберга

В эту пору в Москве обычно трудятся лишь Театр имени Гоголя да Театр Чихачева (последний "обслуживает" зрителей рабочей окраины, располагаясь стенка в стенку с заводскими цехами). Мастера, "тяжеловесы", - по традиции - подтягиваются позднее, давая фору, позволяя другим отыграть первые премьеры и, если угодно, разогреть публику к своему звездному и уже долгожданному выходу.

"Мастерская П.Фоменко" спутала все карты. В ее присутствии как-то странно уже говорить о медленно начинающемся новом сезоне: раз "Мастерская┘" в Москве, следовательно, сезон начался. И он - в разгаре.

И об этом Петр Наумович тоже сказал несколько слов: любить "фоменок" стало модным. Попасть в "Мастерскую┘" невозможно (так что естественным становится вопрос о том, какую сумму потенциальный зритель готов выложить за билет). В этом - актерское (и режиссерское) счастье, но в этом и залог возможных бед. Они - по-прежнему ученики, в силу того, что по-прежнему рядом с ними - их Учитель (для большинства, а может, и для всех - бог или полубог). И они - звезды, любимцы, и в первую очередь любимицы театральной Москвы (последнее обстоятельство позволило Александру Соколянскому написать недавно о "женском лице" "Мастерской Петра Фоменко"; Фоменко это замечание не оставил без внимания и пообещал убедить сомневающихся в том, что у театра имеются и вполне сформировавшиеся мужские лица). Надо признать, что "фоменки" весьма умело сопротивляются вызовам времени: их лица редко украшают шумные светские мероприятия и им удается все свои проблемы, все даже самые болезненные ситуации решать внутри, подтверждая тем самым свою студийность (кому интересны проблемы и даже дрязги студийцев?! То ли дело звезды┘).

Дань студийному прошлому, желание этой самой студийности не потерять "по пути", в придуманном Фоменко вечере самостоятельных работ: на 19 сентября запланирован такой вот показ, в котором сможет принять участие каждый актер или актриса. Соберутся все вместе, чтобы посмотреть отрывки. Идея простая: "Если есть у кого какая мечта - давайте, "несите". Может быть, кому-то удастся убедить в своем праве на роль Гамлета или Джульетты, и спустя некоторое время инициатива снизу будет поддержана, и в репертуаре появится новый спектакль. В такую возможность, правда, сами студийцы не очень верят, а некоторые к самой этой идее относятся без энтузиазма: школьные годы чудесные - одно, работа - другое, одно с другим путать не хотят.

Ранний выход из отпуска объясняется, впрочем, легко: впереди - долгие гастроли, гастроли по "хорошим странам" (снова - почти вся Европа), и нынешние спектакли в Москве можно при желании воспринимать как определенную компенсацию за грядущее долгое отсутствие. Спектакли, запрещающие грусть, - перефразируя известное стихотворение Донна.

На одной недавней встрече с журналистами, той, кажется, которая венчала недавний юбилейный фестиваль, приуроченный к 10-летию "Мастерской┘", Фоменко весьма иронично отвечал на вопрос, связанный с новой драматургией. Его спросили, почему он обходит стороной то направление, о котором сегодня так много разговоров в театре, почему не ставит современных авторов. А Фоменко ответил, что нисколько современных авторов не игнорирует и вот - собирается вскоре взяться за Чехова и Островского.

Теперь Петр Наумович подтвердил серьезность намерений: "Наши основные намерения связаны опять с классикой, но на этот раз с драматургией, слава Богу, потому что мы очень часто уходим в прозаические высоты и пространства (я имею в виду Толстого, или у нас еще есть пять или шесть работ по прозе или поэзии, один из последних наших спектаклей - "Египетские ночи"). Но у нас мало пьес, а это наш черный и в то же время самый лучший хлеб, который важен. Поэтому будет у нас Чехов и Островский. Причина одна - это занятость артистов".

Среди чеховских пьес Фоменко остановил выбор на "Трех сестрах", у Островского взяли "Бесприданницу". Ее намереваются выпустить уже в этом сезоне, работа же над Чеховым, возможно, перейдет на следующий.

"Что касается Островского и Чехова, - говорит Фоменко, - то, конечно, работать придется много, трудно. И придется работать в гастролях. Пусть урывками, пусть с одним, двумя, тремя артистами, но тем не менее эту работу надо будет вести за бугром".

О поездках, таких желанных в других театрах и таких обыденных для "Мастерской┘", Фоменко отзывается как о чем-то приятном и одновременно - как о неизбежном зле, способном привести театр в упадок, так как "в дороге" трудно заниматься творчеством: "Я считаю, что мы, конечно, увлеклись поездками и тем, что у нас есть такая возможность. Эти поездки опасны".

В "прокате", чем неизбежно занимаются на гастролях, почти невозможно заниматься другими - новыми - работами. Но за "последние" десять лет "фоменкам" пришлось обзавестись и этим опытом - опытом репетиций на гастролях. У них по-прежнему все хорошо. И в этом смысле "Мастерская┘" остается одним из немногих факторов театральной стабильности, позволяющей, к примеру, весьма снисходительно смотреть на опыты Касторфа или даже куда более интересные - Марталера. Впрочем, тема театральной традиции нуждается, конечно, в отдельном и подробном разговоре.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Электротеатре Станиславский препарировали Ленина

В Электротеатре Станиславский препарировали Ленина

Марина Гайкович

Премьера оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского "Октавия. Трепанация"

0
742
Заносчиво и безжалостно. В театре "Практика" поставили спектакль по пьесе Владимира Сорокина

Заносчиво и безжалостно. В театре "Практика" поставили спектакль по пьесе Владимира Сорокина

Надежда Травина

0
1864
Скандал между участниками и организаторами Седьмой московской биеннале вышел в открытое поле

Скандал между участниками и организаторами Седьмой московской биеннале вышел в открытое поле

Марина Гайкович

0
1546
Вахтанговцы сыграли  Платонова

Вахтанговцы сыграли Платонова

Марианна Власова

В спектакле постоянно присутствует эффект ожидания переигранного финала

0
2921

Другие новости

Загрузка...
24smi.org