0
205
Газета Культура Печатная версия

25.12.2003

Анатолий Иксанов: "Французы чувствуют вину перед Большим театром"

Тэги: иксанов, габт, большой, театр, гастроли, балет

Еще недавно лишь Мариинский театр числился главным посланцем России на международном балетном рынке. Теперь почивать на лаврах основного российского монополиста в сфере отечественных "балетных услуг" за рубежом становится все труднее. Большой театр медленно, но верно теснит конкурента и усиливает свои "внешнеторговые" позиции. С 7 по 24 января на сцене Парижской оперы (Пале Гарнье) пройдут гастроли балетной труппы ГАБТа. О подробностях поездки во Францию и других заграничных перспективах балета Большого театра обозревателю "НГ" рассказал директор театра Анатолий Иксанов.

Анатолий Иксанов: "Французы чувствуют вину перед Большим театром" Анатолий Иксанов готовится к встрече с французами.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Анатолий Геннадьевич, гастроли балета в Париже - событие очень престижное для Большого театра...

- Мы не появлялись на сцене Пале Гарнье тринадцать лет. Для нас на следующий год это самые главные гастроли, потому что Парижская опера - ведущая балетная сцена мира. Одно из стратегических направлений нашей театральной политики - восстановить отношения с крупнейшими оперными домами Европы. Летом мы едем в Великобританию выступать в Ковент-Гардене - британцы просят "Спящую красавицу", из нового "Ромео и Джульетту", балеты Баланчина и "Дон Кихота". Сложились очень добрые отношения с Ла Скала.

Большой театр будет выступать в старом здании Оперы, и это принципиальный момент. Наши два здания, Большой и Пале Гарнье, построены примерно в одно историческое время. И Юг Галль, глава Оперы, очень трепетно к этому относится. Когда он был у нас в театре и мы стояли на сцене, Галль, который обожает Россию и Большой театр, мне сказал: "Умоляю тебя, будешь делать реконструкцию - максимально сохрани все старинное великолепие". Во время гастролей пройдет прием в версальском дворце в честь балетной труппы Большого, и в знаменитом придворном театре наши артисты дадут концерт.

- Это обменные гастроли? Мы можем ожидать приезда французского балета в Москву?

- Мы не рассматривали вопрос именно так. Просто у меня с Галлем установились дружеские отношения, и парижская поездка - фактически договоренность двух директоров. Если вы помните, к нам должен был приехать оркестр Парижской оперы, но не приехал, и французы чувствуют вину перед Большим театром. Тогда мы договорились не говорить о причине отмены гастролей, но теперь прошло много времени. Дело в том, что в ситуацию вмешался профсоюз, который в Опере очень силен. Был уже подписан контракт, но случилось несчастье, когда в небе над Германией столкнулись два самолета, в том числе и лайнер башкирских авиалиний. На этой эмоциональной волне они категорически отказались лететь.

Сейчас мы ведем переговоры об обмене артистами, чтобы парижские звезды регулярно выступали в наших спектаклях, а лучшие танцовщики Большого театра ездили танцевать в Оперу. Второе: обмен педагогами. Французы будут давать классы в Большом театре, а наши замечательные педагоги поедут "навстречу".

- И все-таки нельзя ли сделать так, чтобы в Большом прошли масштабные выступления парижского балета?

- Тут есть проблема. Она называется "реконструкция основного здания". Ближе к лету мы начинаем работы, закроем главный вход в театр, зрители будут входить через боковые подъезды. Как в таких условиях приглашать знаменитую труппу? В условиях глобального поэтапного ремонта говорить о гастролях Оперы можно лишь на 2007 год. Пока у нас другие планы. Сейчас Галль и глава балетной труппы Брижит Лефевр приезжали в Москву на премьеру балета "Ромео и Джульетта", пришли в восторг, очень сожалели, что гастрольный план уже сверстан и нельзя наш новый спектакль в январе показать в Париже. Но есть идея привезти "Ромео и Джульетту" в Париж отдельно, вместе с "Пиковой дамой" Ролана Пети. Ведь именно "Пиковую даму" театр изначально собирался везти - мы задумывали показать французам два французских балета в российском исполнении. Но из-за травмы Николая Цискаридзе, исполнителя партии Германна, пришлось срочно менять репертуар.

- Как французы отнеслись к замене "Пиковой дамы" на "Светлый ручей"? Могут ли они вообще понять и оценить наш постсоветский стеб по поводу собственной истории?

- Самое сложное для иностранцев - это занавес, на котором написаны лозунги из газет сталинского времени. Но французы оценили элегантный юмор хореографа Алексея Ратманского. И музыку Шостаковича, разумеется. Важно, что это оригинальное произведение. По всему миру идут одни и те же названия, а "Ручей" - наш эксклюзив.

- На прошлогодних гастролях Большого балета в США американцы не восприняли "антисказочную" концепцию Григоровича и сценографию Симона Вирсаладзе в "Лебедином озере". Не боитесь того же в Париже?

- Американцы любят простоту. Французы, надо думать, другие. Все-таки старая Европа. "Лебединое озеро" французы попросили сами, потому что они считают этот балет нашей визитной карточкой. Идея гастролей была такая: великие хореографы за сто пятьдесят лет: Петипа, Горский, Григорович и Лакотт с эксклюзивной продукцией Большого - "Дочерью фараона", а заканчивается все это молодым Ратманским.

Крупнейшее мировое агентство - компания ICM, с которой у нас подписан эксклюзивный долгосрочный договор и которая представляет Большой театр в США, Мексике, Канаде и Карибском регионе, организует осенью 2004 года наш тур по Америке. Мы настояли, чтобы в поездке участвовал наш собственный оркестр. Американцы, кстати, опять захотели "Лебединое озеро" наряду со "Светлым ручьем" и "Ромео и Джульеттой".

- Вам удалось перешибить инерцию западных импресарио, традиционно запрашивающих из России только классику. Теперь надо ковать железо, пока оно горячо...

- У Алексея Ратманского (он станет худруком балета Большого театра с нового года) появилась идея - провести в следующем году конкурс молодых хореографов. Они смогут показать свои работы специально созданной комиссии, состоящей из практиков и теоретиков балета. Победителям мы предоставим право поставить одноактные балеты в Большом.


Другие новости

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Русские сезоны в Женеве

Русские сезоны в Женеве

Дарья Цилюрик

Студенты МЦЛ показали спектакли на трех языках

0
1082
Русский акцент в Будапеште

Русский акцент в Будапеште

Ольга Галахова

Юрий Гагарин и Герман Титов на международном театральном фестивале в Венгрии

0
777
Форточки для новаций

Форточки для новаций

Александр Матусевич

Премьера оперы «Тоска» в Самарском театре оперы и балета

0
537
«Евгений Онегин» - классика по новым технологиям

«Евгений Онегин» - классика по новым технологиям

0
471