0
908
Газета Культура Печатная версия

24.08.2005

Конь и трепетная лань

Тэги: выборг, кинофестиваль, окно в европу

«Окно в Европу» не относится к фестивалям категории «А», то есть сюда необязательно везти фильмы, нигде еще не «засвеченные», многие картины уже давно идут в прокате, но тем не менее имеют право участвовать в здешнем конкурсе. Надо сказать, что продюсеры охотно возят сюда ленты, подчас предпочитая Выборг своему главному сопернику – «Кинотавру».

выборг, кинофестиваль, окно в европу Трогательный фильм 'Коля – перекатиполе' Николая Досталя вызвал овации и слезы у зрителей. Кадр из фильма.
Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля 'Окно в Европу'

Конкурсная программа игрового кино нынешнего «Окна в Европу» сразу и озадачила, и порадовала. Озадачила неожиданно низким уровнем фильмов, в титрах которых значились известные имена. Порадовала же неожиданными удачами молодых режиссеров и вовсе дебютантов. Например, «Греческие каникулы» Веры Сторожевой, снятые по сценарию корифея кинодраматургии Ираклия Квирикадзе, оставили в полном недоумении. Неужели Квирикадзе, написавший блестящие сценарии «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», «27 украденных поцелуев», «Лунный папа», «Пловец» и др., действительно приложил перо к этой банальной картине, снятой к тому же по заказу одной турфирмы? Или зачем такие хорошие актеры, как Олег Табаков и Александр Васильев, позволили втянуть себя в запредельно пустую работу – фильм режиссера Александра Бруньковского «Дополнительное время» – фальшивую якобы социальную якобы комедию о московских пенсионерах, решивших на старости лет открыть собственный бизнес?

Вполне крепеньким оказался новый фильм Станислава Говорухина «Не хлебом единым» по роману Владимира Дудинцева. Но вряд ли все же стоит за это да из уважения к сединам давать главный приз. Говорухин из тех режиссеров, что умеют закрутить интригу (как в фильме «Место встречи изменить нельзя»), надавить на эмоции (как в «Ворошиловском стрелке») – правда, довольно-таки топорно. Но умеет. В новом фильме ничего этого ему не удалось. Черно-белая лента про одиночку-изобретателя, создавшего уникальную труболитейную конструкцию, с которой, разумеется, в конце 40-х нечего было и соваться в высокие инстанции, получилась очень подробной экранизацией романа, но не более того. Скучно и плосковато, как круглый камешек. К тому же Говорухин решил разнообразить сюжет неожиданным почти хеппи-эндом, выпустив героя из лагеря и дав ему возможность работать в шарашке над своим изобретением. Тут уж полезла полнейшая неправда.

Зато молодежь на фестивале выглядела, если можно так выразиться, красиво. Дебют Елены Шагаловой «Собака Павлова» – фильм о любви двух молодых пациентов психиатрической больницы – при отсутствии каких бы то ни было откровений стал вполне добротной работой, грустной историей одиночества, предательства и возможности быть человеком в нечеловеческих условиях. Молодой Андрей Прошкин привез в Выборг картину «Солдатский Декамерон» – зарисовка из жизни гарнизона середины 90-х в жанре солдатской байки. Обычный гарнизон, обычные солдатики, и дедовщина есть, и контуженный в Афгане лейтенант, и скучающие, отдающиеся от скуки всякому солдату местные девушки... И только в самом конце весь фильм вдруг начинает звучать на совершенно другой, пронзительной струне – гарнизон грузят в машины и отправляют в Чечню. Наивные солдаты радуются, но почему-то ясно, что мало кто из них вернется оттуда живым.

С этого года главным призом Выборгского фестиваля стала «Большая золотая ладья». Довольно странный приз, надо сказать. Фильм выбирают все – и зрители, и гости, и участники, и пресса, и жюри. Перед каждым сеансом раздаются анкеты, в которых надо поставить фильму оценку. Кто больше набрал – тот и победил. Во-первых, довольно порочная практика – смешивать мнение специалистов и мнение публики, впрягать в одну телегу коня и трепетную лань. При всем уважении к зрителю его оценка не может оказаться профессиональной, а тогда какой вообще смысл в фестивале и в наградах? Показать демократизм и пиетет по отношению к зрителям? Вряд ли в подобных случаях уместен популизм, все-таки чистота эксперимента важнее. Во-вторых, сразу возникают сомнения: ведь никто не видел результатов голосования зрителей. Зато по тому, как зрители реагировали на ту или иную картину, можно было сразу сказать, кто получит наибольшее количество очков. По тому, как уходили зрители с фильма Говорухина, трудно предположить, что именно он завоевал симпатии публики. При этом картина Николая Досталя «Коля – перекати-поле» вызвала такие овации и буквально рыдания, что сомнений почти не оставалось: симпатии зрителей на стороне Досталя. Досталю, правда, был вручен специальный приз жюри – вроде как главная награда от профессионалов. Фильм и правда умный, грустный, небанальный, с прекрасно выписанными диалогами и репликами, с замечательными актерами, которым есть что играть, потому что и характеры прописаны тщательно, – Ирина Розанова, Сергей Баталов, Андрей Жигалов, Лев Борисов.

Порой кажется, что постепенно практика проведения «внутренних» фестивалей сама себя дискредитирует. Вкладываются огромные деньги, съезжается масса народу. Для чего? Чтобы дать местной публике возможность разнообразить на время свою жизнь? Чтобы еще раз воскликнуть «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»? Как показывает практика, на прокатной судьбе фильмов-победителей награды наших фестивалей никак не сказываются. Публика ходит да и будет ходить на красивые блокбастеры. И не надо питать на сей счет иллюзий – не будет народ ломиться на Говорухина, хоть десять наград ему подкинь.

Это вовсе не значит, что фестивали следует отменить. Ничего подобного, они нужны – в первую очередь как возможность лишний раз пообщаться профессионалам, обсудить работу друга, поднять важные проблемы российского кино, которое, несмотря на кассовые успехи «Ночного дозора» и «Турецкого гамбита», пока очень медленно выползает из кризиса. И разумеется, нужен более тщательный отбор конкурсной программы, не должно быть случайностей и личных пристрастий. И – самое главное – коммерция коммерцией, но надо все-таки всерьез думать о том, как донести кино до широкого зрителя.

Выборг–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Антонио Бандерас сыграл Педро Альмодовара

Антонио Бандерас сыграл Педро Альмодовара

Наталия Григорьева

Испанский режиссер снял один из лучших фильмов в карьере – о самом себе

0
1678
Лариса Садилова: "Я ее все-таки сняла, сегодняшнюю Анну Каренину"

Лариса Садилова: "Я ее все-таки сняла, сегодняшнюю Анну Каренину"

Ольга Галицкая

Кино о другой России

0
2982
Над ММКФ не садится якутское солнце

Над ММКФ не садится якутское солнце

Наталия Григорьева

На главный приз Московского фестиваля претендуют три российских фильма

0
5661
Сабу: "В Японии меня критикуют за то, что я снимаю не японское кино"

Сабу: "В Японии меня критикуют за то, что я снимаю не японское кино"

Наталия Григорьева

Режиссер конкурсного фильма Московского кинофестиваля рассказал о том, почему его фильм не похож на типичное фестивальное кино

0
4060

Другие новости

Загрузка...
24smi.org