0
759
Газета Культура Печатная версия

06.02.2006

Утренник для чайников

Тэги: габт, премьера, золушка

Чтобы увидеть новый балет, из Петербурга в Москву приехала Диана Вишнева, на премьеру пришел Владимир Васильев, редко посещающий бывшее место работы артистом и директором. Были замечены телевизионщик Андрей Малахов, промышленник Аркадий Вольский, режиссер Андрей Житинкин и банкирша Татьяна Парамонова. Видно, и VIP-персоны заинтересовались метаморфозами сказки.

габт, премьера, золушка Внимание зрителей сестрицы привлекли не столько оригинальностью танца, сколько пышными накладными бюстами.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

Для начала Фею заменило «лицо от автора» – Сказочник, живущий на другой планете и пишущий историю о Золушке для своей┘ кто эта дама, сказать трудно. В сценарии она обозначена Пташкой, помощницей сказителя («пташкой» композитор называл первую жену Лину). Но одна из исполнительниц главной партии в интервью обозначила персонаж «горничной Прокофьева». Ясно одно: Сказочник, по замыслу – сам композитор, дарит героине музыку, из которой возникает история Золушки. Пташка просится на Землю, в новую сказку – и остается там навсегда, а опекун, в качестве сквозного персонажа, не оставляет девушку до финала. Даже напитки разливает гостям на балу.

И балетмейстер Юрий Посохов, и режиссер Юрий Борисов много говорили и писали о Прокофьеве: мол, в работе они только на музыку и опираются, чтут ее глубинный смысл – вовсе не такой праздничный, как могло бы быть в волшебной сказке с хеппи-эндом. Из деклараций вырисовывался синтез глобально-космического и частного, игра смыслами а-ля Сент-Экзюпери, основанная на сочетании противоположностей: скепсисе современника мировой войны и Большого террора и оптимизме исходного литературного материала.

Премьера ошеломила несовпадением с заявками. Посохов сочинил незамысловатое и наивное шоу. К партитуре он отнесся, как добросовестный школьник: «оттанцевал» казенной классикой каждую ноту, но проигнорировал глубинный смысл. Классический танец у него тривиален. Вот Принц в выходной вариации. Значит, сейчас он сделает такой-то пируэт, потом вот этот со-де-баск, а потом вот так прыгнет. Вот рутинно кривляющиеся Мачеха и ее дочки: разве что накладные бюсты дебелых сестриц привлекут внимание. Вот многочисленная пляшущая живность и домашняя утварь, вплоть до чашек и чайников: что кузнечики, что стрекозы, что снегири – поди отличи их по пластике. Вот любовные дуэты Золушки и Принца: стандартные танцевальные охи-вздохи. Кстати, Золушка у Посохова – записная феминистка и не ждет милостей от природы. Она лихо гоняет метлой Мачеху и сестриц; на балу, чтобы не затягивать встречу с мечтой, сама съезжает к Принцу в объятия по перилам дворцовой лестницы, а в финале не дает задолбанному поисками герою уйти из дома Мачехи, подталкивая любимого к узнаванию себя самой.

Лучше хореографа слышит партитуру сценограф, Ханс-Дитер Шааль. Он создал черно-серые задники с круглой планетой и циферблатами, на которых без пяти двенадцать, и для счастья опять не хватает чуть-чуть; качающийся маятник, на котором повис Сказочник, хозяин и раб своей эпохи; огромные ступни из папье-маше, которые просовывают сестры Золушки для примерки туфельки; дворцовый зал из парадного голливудского мюзикла и громадные шкафы, за дверцами которых происходит превращение космоса в повседневную жизнь. Этот метафорический гротеск хорошо отработал тему Времени.

На «Золушку» театр подготовил три состава исполнителей. Светлане Захаровой, с ее великолепными данными, исполнить такую хореографию – раз плюнуть, и примадонна блистала великолепием, снабжая персонаж манерами герцогини. Сергей Филин с улыбкой плейбоя протанцевал Принца – славного малого в парадном мундире, оживляющегося при виде женских прелестей. Золушка Екатерины Шипулиной другого происхождения: симпатяшка-горничная, которой выпал в жизни звездный шанс. Ее компаньон Дмитрий Белоголовцев – Принц-атлет, и, по совести говоря, какой-нибудь бокс в тяжелом весе ему важнее любовных увлечений. Герой Дмитрия Гуданова – наоборот, Принц-эстет. Такому подходит милая, здравомыслящая Золушка Анастасии Яценко: будет держать в узде своего романтического неврастеника.

И не думайте, что если в этом балете неинтересные танцы, так и посмотреть нечего. Можно, например, сравнивать поцелуи главных героев. Филин с Захаровой целовались сексуально-гламурно (один из зрителей назвал это зрелище «Рублевка-Life»), Шипулина с Белоголовцевым – смачно и всерьез, а Гуданов с Яценко – понарошку. Жаль только, что оценить эротику мало кому удастся: если этой «Золушке» и суждена сценическая жизнь, то в качестве воскресного детского утренника.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Акулы атакуют… снова

Акулы атакуют… снова

Наталия Григорьева

В «Синей бездне – 2» подводные хищники оказываются слепыми, но не безобидными

0
2133
Почему Квентин Тарантино – аналоговый режиссер

Почему Квентин Тарантино – аналоговый режиссер

Наталия Григорьева

Продюсеры "Однажды в… Голливуде" рассказали "НГ" о том, как создавался самый трогательный и личный фильм знаменитого мастера

0
2945
Одним из лучших фильмов года может стать хоррор "Солнцестояние"

Одним из лучших фильмов года может стать хоррор "Солнцестояние"

Наталия Григорьева

Автор прошлогодней "Реинкарнации" снял экзистенциальную фолк-драму про язычество и конец отношений

0
4427
В новом фильме Джима Джармуша умирают даже мертвые

В новом фильме Джима Джармуша умирают даже мертвые

Наталия Григорьева

Выживет только Тильда Суинтон

0
3563

Другие новости

Загрузка...
24smi.org