0
1086
Газета Культура Интернет-версия

29.08.2006 00:00:00

Все на фриндж!

Вадим Алексеев

Об авторе: Вадим Борисович Алексеев - искусствовед, театральный критик.

Тэги: эдинбург, театр, фестиваль


Когда говорят о фестивале, благодаря которому Эдинбург ежегодно становится культурной столицей мира, подразумевают в первую очередь «Фриндж», с его трестами–площадками, двумя тысячами спектаклей и миллионом съезжающихся со всех концов света зрителей. Сегодня – последний день «Фринджа».

Если международный фестиваль проходит в старых, викторианского бархата залах, сам ставит и заказывает спектакли, то «Фриндж» идет везде: в театрах, церквях, пивных, ночных клубах и просто на Хай-стрит, центральной улице старого города. Сюда может приехать любой артист, были бы деньги, – дуэт японских комиков «Гамаржоба» и лучший репертуарный театр Дублина, австралийские аборигены и бразильские танцоры, шоу тайских трансвеститов и Московский цирк на Ленинских горах. Строго говоря, «Фриндж» – это огромная лотерея, в которую чаще проигрываешь: первую из трех недель фестиваля все время попадаешь не туда. 250 страниц программы с десятью зазывающими строчками про каждый из двух тысяч спектаклей, сотни артистов и их сообщников, клеящих афиши и пристающих с флаерсами на улицах. Идешь в «настоящий психологический театр», попадаешь на школьную адаптацию «Илиады» или «Лолиты», хочешь мюзикл – получаешь дурацких польских акробатов.

Большая четверка эдинбургских театров – «Ассамблея», «Удачная шутка», «Коровье вымя» и «Позолоченный воздушный шар», каждый из которых имеет по несколько площадок и за месяц продает по полмиллиона билетов. «Ассамблея» – это фантастическое аргентинское танго Estampas Portenas и кубинская Havana Rumba Тоби Гауфа из Buenа Vista Social Club c лучшей в мире танцовщицей сальсы Жанет Фуэнтес, оба с живыми оркестрами; «Настоящий Запад» – дико смешная пьеса Тома Стоппарда из жизни недотепы писателя и его пьяницы-героя, и первая сценическая адаптация фильма «Полуночный ковбой», пронзительной истории неудачника жиголо и опустившегося жулика на задворках Манхэттена. В «Удачной шутке» выступают японские барабанщики «Ямато» вместе с самураями из тарантиновского «Убить Билла»; нью-йоркский театр «Шесть цифр» привез «Горящий Багдад» – антивоенную пьесу по реальному дневнику иракской девочки в интернете. «Фриндж» вообще политизирован – многие спектакли говорят о несправедливости войн в Ираке, Палестине, Ливане. Основанная на разговорах автора – Грегори Берка – с солдатами «Черная стража» Шотландского национального театра – история легендарного полка от Ватерлоо до Ирака, где он сменил американцев в 2004-м, но вскоре был отправлен домой и расформирован. Солдаты осознают, что вовлечены в чужую войну, но в «Черной страже», набираемой из трех шотландских графств, служили их деды и прадеды, поэтому они обязаны воевать.

Спектакль играют на сцене «Траверс», одного из лучших драматических театров Британии, пожалуй, это единственный театр на «Фриндже», где стоит смотреть абсолютно все. Их собственный «Кошмар бензинового Иисуса № 5» – современный апокалипсис, в котором трем израильским солдатам в Палестине являются Иисус с Марией – заблудившийся американец в ковбойской шляпе и вдова иерусалимского раввина. Ирландский мюзикл «Невероятная частота» – сатира на традиционный ирландский нейтралитет: 1941 год, в Европе война, а в Дублине поэт, физик и юморист танцуют и пьют «Гиннесс», хор британских дипломатов ищет среди них шпиона. Готический «Эксперимент Доктора Ледбеттера» Тома Свифта рассказывает историю врача, выступавшего против Дарвина, пошедшего на преступление, продавшего душу, казненного и воскресшего. История известная, если бы не блестящая игра ирландской же «Корпорации представлений» в старинном здании медицинского факультета Эдинбургского университета – из часовни зрители вслед за актерами перемещаются в лекторий, из анатомического музея – в подземелье. «Еда» Джоэля Хорвуда и Кристофера Хейманна в исполнении театра «Воображаемое тело» – драма полностью поглощенного своей работой шеф-повара, получающего одну за другой мишленовские звезды. Белый квадрат кухни, совершающие синхронные действия белые повара – обратной стороной успеха становится одиночество и паранойя, распад одержимого совершенством сознания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
923
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1018
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1288
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
909

Другие новости