0
1514
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2006 00:00:00

На большой дороге

Анна Розэ

Об авторе: Анна Розэ - журналист.

Тэги: парфюмер, фильм


парфюмер, фильм Сцену казни главного героя режиссер смакует слишком долго.
Кадр из фильма «Парфюмер»

Говорят, чудаковатый Патрик Зюскинд 15 лет отказывался продать права на экранизацию своей книги «Парфюмер. История одного убийцы». Роману, завоевавшему мир сразу после появления в 1985 году, долгое время удавалось избегать голливудских сетей и плавного перехода из разряда литературы в разряд экранизаций. Пока молодой немецкий режиссер Том Тыквер, прославившийся альтернативными киноприемами фильма «Беги, Лола, беги», не уговорил-таки стареющего мэтра продать права на роман.

Вопреки мрачным предсказаниям публика усердно заполняет залы до отказа, и мистическая история убийцы Жан-Батиста Гренуя опять становится бестселлером.

Повествование разворачивается спокойно и как бы нехотя. Так же ненавязчиво, как в романе Зюскинда. Действие замедленно и скупо на сюжетные повороты. Движение камеры плавно. Режиссер часто останавливает взгляд на деталях, придающих фильму четкий исторический колорит. Великолепны сцены на пропахшем рыбой парижском рынке и мрачные улицы Грасса, где в основном и проходили съемки.

Главный герой Жан-Батист Гренуй (Бен Уишоу) – парижский сирота, выросший в полузвериных условиях, обладает поразительным нечеловеческим обонянием. Полностью осознавая свою потустороннюю гениальность, Гренуй находит путь к единственно возможной для него профессии – парфюмер. Но несмотря на все предпосылки стать выдающимся и богатым парижанином, Гренуй «случайно» совершает убийство и покидает мастерскую своего наставника Джузеппе Балдини (Дастин Хоффман), чтобы удалиться от мира. Весь ужас осознания своего одиночества и неприспособленности к сложной и жестокой жизни среди людей заставляет его семь лет прожить вдали от цивилизации.

Тем не менее он возвращается назад, разыскивает прославленный своими парфюмерами город Грасс и начинает работу подмастерьем у мадам Арнульфи (Корина Харфу), преследуя дьявольскую цель – создать единственные в своем роде духи, основанные на запахе прекрасных девушек. За которыми он успешно охотится в течение всего пребывания в городе Грасс, умерщвляя их, чтобы извлечь из благоухающих молодостью и красотой тел гениальнейший аромат. Однако его патологическому замыслу не хватает одной самой красивой девушки – Лор Риши (Рейчел Херд-Вуд) – и ее самого опьяняющего запаха...

Режиссер скрупулезно следует сюжету романа Зюскинда, изменяя его лишь незначительно в деталях, например, утрируя магическую способность Гренуя приносить всем, кто его знал, смерть и заставляя погибнуть от ножа его кормилицу. Или показывая тело одной из убиенных девушек на сером каменном полу в соборе Грасса, сразу после отлучения «сатаны» (Гренуя) от Церкви.

Режиссерские трюки и операторская виртуозность подкрепляются прекрасной игрой актерского ансамбля. Бен Уишоу, например, в некоторых сценах переигрывает самого Дастина Хоффмана, а статисты в финальной массовой сцене производят впечатление профессионалов. Эта финальная сцена выполнена почти монументально и напоминает многолюдные полотна Брейгеля – отсюда и ее узнаваемость. Том Тыквер признался в интервью берлинскому «Тагесшпигелю»: «Статисты должны были играть то, что было бы не под силу самому Марлону Брандо... Поэтому я обращался с ними, как с исполнителями главных ролей».

Бен Уишоу, по признанию создателей фильма, находился на грани своих психических возможностей, так что режиссеру приходилось кормить его на ночь снотворным. Однако тем, кто хотел бы видеть в Гренуе – по Зюскинду – воплощение зла, придется разочароваться. Тыквер интерпретирует первое убийство – рыжеволосой «девушки со сливами» – как случайность, и Уишоу показывает неподдельный ужас и отчаяние Гренуя, не сумевшего правильно поступить с понравившимся вкусно пахнущим «предметом». Лишь в Грассе любовь Гренуя перерастает во фрейдовскую социальную патологию. Из талантливого парфюмера он превращается в озверевшего маньяка.

Но... Тыквер уступает стремлению видеть в герое человеческое начало: в кульминационной сцене казни Гренуй плачет. Плачет оттого, что во всеобщей любовной оргии лишь он один не находит ответного душевного движения. Зюскинд описывает сатану во плоти, Тыквер заставляет звучать морализирующую струну: зло также проявление человеческого начала. В его появлении виновато извращенное общество, в свою очередь, достойное жестокого наказания. На которое, заметим, Гренуй в конце концов оказывается неспособным. Как у Зюскинда, так и у Тыквера.

А фильм «Парфюмер», став неожиданно удачной экранизацией, показал то, чего по праву боялся Зюскинд, а именно, что его некогда популярная книга – лишь добротно и красиво написанный исторический детектив.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
578
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
968
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
700
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
378

Другие новости