0
1109
Газета Культура Интернет-версия

29.03.2007 00:00:00

Органика органа

Тэги: торренс, эбрехт, орган, фисейский


Стараниями Александра Фисейского, органиста, в чьем репертуаре сочинения от раннего Средневековья до наших дней, в Москве организован проходящий уже во второй раз Международный симпозиум «Орган в XXI веке», ставший одним из заметных событий не только музыкальной, но и культурной жизни. Разнообразная и обширная программа нынешнего форума включала в себя сольные концерты, семинары и мастер-классы выдающихся органистов из Германии, Великобритании, США: Вольфганга Баумгратца, Эдгара Краппа, Эндрю Мак’Креа, Рональда Эбрехта, Ричарда Торренса, а также выступления самого Александра Фисейского, его студентов и аспирантов, проходившие в Академии музыки имени Гнесиных, соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки, Концертном зале имени Чайковского. Тематика концертов охватывала широкий круг явлений: творчество Букстехуде, Баха, немецких романтиков, английскую музыку и сочинения для голоса и органа, музыку композиторов ХХ века и французские органные симфонии.

Заключительным аккордом форума стало организованное Московской филармонией сольное выступление Александра Фисейского на сцене Концертного зала имени Чайковского под названием «Французский симфонический орган». Этот концерт, включавший сочинения Сезара Франка, Шарля-Мари Видора, Луи Вьерна и Оливье Мессиана, был посвящен деятельности знаменитого органного мастера Аристида Кавайе-Колля, реконструировавшего органы в соборах Парижа и других городов Франции (его орган, установленный в Большом зале консерватории в Москве, был открыт в апреле 1901 года). Органная музыка этого времени создавалась под влиянием симфонического оркестра, и сам орган стал подобен оркестру, которым управлял один человек. В нем появилось много новых оркестровых красок – «струнные» регистры (скрипки, виолончели), тембры кларнета и английского рожка. Изменилась и сама конструкция органа, техника игры – например, стали возможны эффекты крещендо и диминуендо. Итогом совместных усилий строителей органов и композиторов явился новый жанр – органная симфония, дошедшая до наших дней.

Говорить о технике Фисейского, лаконизме его пластики, отсутствии намека на рисовку или «игру на публику» излишне. Проникновение органиста в суть исполняемой музыки, степень слияния с ней таковы, что фигура интерпретатора просто не заметна: кажется, музыка звучит сама по себе, минуя посредника. Естественность и глубина – главные качества трактовок Фисейского. Его регистровки красочны и рельефны (каждый голос, наделенный собственным колоритом, идеально отчетлив), и в то же время подчинены архитектонике целого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
598
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
610
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
820
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
587

Другие новости