0
930
Газета Культура Интернет-версия

05.10.2007 00:00:00

Не слышно!

Тэги: дзеффирелли, паяцы, опера


дзеффирелли, паяцы, опера Пришлось помучиться, чтобы услышать музыку Леонкавалло.
Сцена из оперы «Паяцы»

Режиссер Франко Дзеффирелли считает себя единственным, кто ставит сегодня оперу в настоящем смысле этого слова, то есть как искусство, опирающееся на музыку и слово. С этим, конечно, можно поспорить, но отрицать, что итальянский мастер, пожалуй, и правда единственный из великих, кто сегодня в точности следует букве партитуры, нельзя.

В его «Аиде» никогда не будет Гитлера, говорит мастер. Да и не надо, на Гитлера в «Аиде» мы еще насмотримся, а вот Древний Египет увидим вряд ли. Впрочем, сейчас речь не об «Аиде», а о другой опере из списка шедевров: «Паяцев» Леонкавалло два вечера показывали в Государственном Кремлевском дворце. При плохо заполненном партере (билеты дороговаты), но большом стечении бомонда от искусства и бизнеса (для них цена билета – не вопрос, по пригласительным ведь в основном идут) Галина Волчек, Ирина Антонова, Олег Янковский, Александр Малинин, Валентин Юдашкин (его шарфик демонстрировал Дзеффирелли на пресс-конференции), Александр Гафин, Михаил Куснирович вкушали искусство Франко Дзеффирелли.

Но если вспомнить основной постулат мастера о слове и музыке, то полноценно вкусить «Паяцев» было затруднительно – музыка пострадала. Оперу эту Дзеффирелли впервые поставил около пятидесяти лет назад. Его «Паяцы» шли в «Ковент-Гарден», в «Метрополитен-опера», в них пели Паваротти и Доминго – трагическую историю любовного четырехугольника, в котором смешались иллюзии и реальность, жизнь и театр, Дзеффирелли инсценировал более десяти раз. Наверное, в таких отвратительных акустических условиях он это делал впервые. Ситуация эта, конечно, была очевидна заранее – акустики в зале никакой. Звук идет через микрофон, и работа звукорежиссеров хотя и удовлетворительна, но несовершенна. Конечно, найти площадку для оперной постановки в Москве не так-то просто. Но когда речь идет об искусстве Дзеффирелли, где картинка служит в первую очередь музыке, помещение все-таки должно быть рассчитано не на размеры декораций (которые, кстати, приехали в Москву из США) и количество прибыли. Прошлые гастроли спектакля режиссера (два года назад привозили как раз «Аиду») проходили в Театре оперетты – тоже, конечно, не идеально, но по крайней мере обстановка театра, а не Дворца съездов. Тем более что и солисты (тенор Ричард Лич из США, итальянка Амарилли Ницца, баритон Сенг Хен Ко из Южной Кореи), и хор (из Израиля), и оркестр (из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко под управлением итальянца Массимилиано Стефанелли) были более чем достойны хорошей акустики.

Сама же постановка демонстрирует стиль Дзеффирелли. Она реалистичная: на сцене все как в жизни. Необыкновенно тонкая: продуман не только каждый жест главных героев, но и каждое движение в массовке, состоящей человек из ста и включающей кроме хора изумительных циркачей и акробатов. И очень дорогая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
953
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
683
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
332
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
456

Другие новости