0
635
Газета Культура Печатная версия

28.12.2007

Новые оперы в Большом

"Борис Годунов" и "Пиковая дама" каждый в отдельности событием не стали, но по частям – безусловно

Тэги: борис годунов, пиковая дама, опера, большой театр


борис годунов, пиковая дама, опера, большой театр Борис в шубе от кутюрье Каплевича.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

Две оперные премьеры Большого театра – «Борис Годунов» и «Пиковая дама» – сами по себе событием не стали. Но все-таки отдельные составляющие этих спектаклей заслуживают определенного внимания. В первом случае речь идет о декоративной составляющей спектакля, ставшей достойной оправой для режиссуры Александра Сокурова. Художник Юрий Купер создал для этого спектакля мягкое пространство, словно пронизанное воздухом: раннее утро у Новодевичьего монастыря, плывущие облака, в которых виднеются, а потом исчезают купола храма, огромная корчма, сквозь щели в балках которой проглядывают тенистый лес и играющая листва.

Весь спектакль словно документальный, все в серых тонах, луч света выхватывает ведущую линию (персонажа), но в драматургически важные моменты вдруг Соборная площадь озаряется ярким светом в сцене коронации, а детская комната в тереме охвачена мягким свечением. Костюмы, созданные Павлом Каплевичем, – словно от кутюр, не повторяется ни один кафтан, причем принцип «от кутюр» распространяется не только на VIP-персоны. Около тысячи метров специально сотканной «пророщенной» ткани (ноу-хау Каплевича) обрабатываются вручную, костюмы создаются исключительно по историческим свидетельствам XVII века. Художник презрел традиционную «униформу» и каждого персонажа массовки одел индивидуальным образом – нельзя было допустить, например, чтобы польские шляхтичи были одеты одинаково, словно все они вышли из одного детского дома, – то же и с боярами: камзолы расшиты вручную, что уж говорить о коронационной шубе Бориса, украшенной россыпью камней.

Что касается второй премьеры, то здесь особенно запомнилась работа Михаила Плетнева, впервые стоявшего за дирижерским пультом оперного театра. Вопреки сценической статике и зажатости (режиссер Валерий Фокин) в оркестре разыгралась настоящая психологическая драма, здесь были настоящие чувства, настоящий театр, наконец. Здесь и нежность первого чувства, ужас, боль, страдание, насмешка, страсть, неумолимое движение роковой силы и просветление, катарсис в финале, и каждое движение можно почти осязать. Жаль только, что не удалось дирижеру раскачать певцов и добиться от них таких же результатов, каких он добивается от оркестра.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Балканский провал Антанты

Балканский провал Антанты

Алексей Олейников

Судьба Дарданелльской операции и болгарский вопрос

0
2205
Пентагон требует от союзников присутствия в Персидском заливе

Пентагон требует от союзников присутствия в Персидском заливе

Владимир Скосырев

Китай может поддержать американский план защиты поставок нефти

1
1488
Сербы торопят Ватикан с покаянием

Сербы торопят Ватикан с покаянием

Артур Приймак

Милена Фаустова

Патриарх Ириней обвинил Католическую церковь в потворстве геноциду

0
1811
"Шестая дивизия" вступает в кибервойну

"Шестая дивизия" вступает в кибервойну

Фемида Селимова

В британской армии создали подразделение для борьбы с "российской угрозой"

0
2059

Другие новости

Загрузка...
24smi.org