0
829
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2008 00:00:00

Неяркий флажок на "Золотой карте"

Тэги: галерея, выставка, музей, иркутск


В Москву привезли иконы, деревянную скульптуру, парсуны и живопись периода XVII – начала XX веков. В здании в Лаврушинском переулке можно оценить около 70 произведений из постоянной экспозиции Иркутского областного историко-художественного музея им. В.П.Сукачева, считающегося одним из лучших в Прибайкальском регионе.

Посвящение музея связано с именем Владимира Платоновича Сукачева, иркутского городского главы и председателя Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Основа музея – собрание Сукачева, выставленное им в своем доме, можно назвать первой в Сибири частной картинной галереей. Содержание которой он подбирал на выставках петербургской Академии художеств и на петербургских же аукционах в 1870–1900-х годов.

Нужно признать, что сегодняшняя экспозиция не впечатляет какими-то громкими шедеврами или большими собраниями такого-то. Она держится на нескольких отдельных работах крупных мастеров. Среди них репинская картина «Нищая (Девочка-рыбачка)», по-передвижнически несколько прямолинейная в своем социальном подтексте, но написанная мастерски, ничего не скажешь. Как будто в ироничную пару к ней – «Савояр» Константина Маковского: здесь остались необходимые атрибуты-лохмотья, но сам мальчишка-итальянец со сверкающими глазами – уже чуть ли не из артистического разряда. Привезли «Сокольники» Саврасова – рядовой пейзаж и вполне в его духе, с елками-соснами и бегущей вдаль тропинкой. Да, из бытового жанра – замечательное «Утро у трактира «Золотой бережок» Соломаткина: «В ожидании открытия трактира» (второе название работы) морозным утром столпился на крылечке жаждущий люд, а особо нетерпеливые жалобно скребутся в окна и двери.

Из тех, что постарше – рокотовский «девчачий» (ну одевали тогда детей обоих полов по одной моде) «Портрет Великого князя Александра Павловича в детстве». Пейзаж Сильвестра Щедрина – такая идеальная картинка-вид, всегда узнаваемая, но всегда трогательная в своей чуть наивной старательности. Затем – «Портрет офицера лейб-гвардии Семеновского полка начала царствования Екатерины II» работы Антонио Ротари, поступивший в Иркутск в 1938-м из Третьяковской галереи и теперь сюда же ненадолго вернувшийся (вот ведь фокусы со временем и пространством!). Что касается иконописи, то представлены сибирские образцы XVII–XVIII столетий, выявляющие разные влияния – соответственно отличающиеся по форме, но близкие по своей барочной припухлой витиеватой сути. В истории иконописи, скажем прямо, это время было не самым выдающимся. Гораздо интереснее – прежде всего своей редкостью – деревянная скульптура (Богоматерь и Иоанн Богослов XVIII века). Стоит посмотреть (хотя это на любителя) на парсуны и провинциальные портреты начала XIX века. Купчиха, мужчина с серьгой┘ – серьезно вглядываются «в объектив» и выставляют напоказ свидетельства своего статуса – все детали одежды и аксессуары.

С авангардом на этот раз бедновато – есть, правда, интересный портрет дяди от Давида Бурлюка – с выросшей из спины рукой и с растроившимся носом – по канонам кубофутуризма. Да еще «Красная Армия» с прорастающими друг из друга зловещими формами и «Автопортрет» Алексея Жибинова, ученика Павла Филонова.

В целом экспозиция любопытна, но не более, и отдельные произведения самых известных художников увидишь один раз и больше не пойдешь. Один раз пробежать взглядом по многочисленным бытовым сценам, пейзажам и портретам – вполне достаточно. Потому как нет такого, что как следует зацепило бы – ведь те самые отдельные работы (в большинстве вполне рядовые для их авторов) не могут держать на своих плечах всю экспозицию (где много картин весьма средних).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
965
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1078
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1351
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
970

Другие новости