0
1031
Газета Культура Печатная версия

28.04.2008

Темирканов изменил финальную сцену в премьерном спектакле

Тэги: театр, большой, премьера, кармен


В последние три дня я по трем поводам был в Большом театре. И все эти поводы достаточно интересны.

Первым поводом и исходным импульсом было для меня посещение премьеры оперы «Кармен», где последняя сцена через два дня после премьеры была изменена Темиркановым. Юрий Темирканов очень любит эту музыку – она действительно абсолютно хитовая, если смотреть на нее современным взглядом, то каждый саундтрек – это абсолютный шедевр. Но постановщик сделал последнюю сцену убийства Кармен очень многолюдной, очень шумной и очень жестокой – героине нанесено больше десяти ударов. Это превратилось в зрелище в стиле бродвейских мюзиклов – например, «Вестсайдской истории», когда в момент жестокой поножовщины кругом шумят. Но, как известно, на миру и смерть красна: то есть такое решение, авторское и режиссерское, безусловно, имеет право на существование, потому что подобная смерть подчеркивает некую обыденность и придает некую легкость восприятию. На глазах людей совершается убийство, но никто по этому поводу не испытывает сильных эмоций. Это одно прочтение.

Темирканов, как главный приглашенный дирижер Большого театра, был очень огорчен. Я с ним беседовал после спектакля:

– Как вы хорошо сегодня дирижировали. В какие-то моменты я чувствовал концертный уровень исполнения.

– Знаете, у меня было хорошее настроение.

– А почему?

– Понимаете, я был так огорчен после первых двух дней, что даже не хотел приезжать из Петербурга. Мне не очень хотелось дирижировать сценой такого жестокого убийства. И мы переделали последнюю сцену: мы убрали всех зрителей, оставили Хосе и Кармен один на один. И Хосе покончил с Кармен одним ударом. Но драматизм восприятия от этого не уменьшился. Более того, был усилен безысходностью и фактически беззащитностью Кармен.

Темирканову очень понравилась эта гуманистическая версия концовки. И от себя добавлю, что так бывает довольно редко, когда премьерный спектакль подвергается корректировке буквально на третий день исполнения. Но, на мой взгляд, он от этого не проиграл, а выиграл. И главный дирижер, Юрий Темирканов, вышел на сцену после спектакля (чего не сделал в первый день) и был удостоен большой овации.

Другое событие связано с заседанием исполкома попечительского совета Большого театра, председателем которого я являюсь, где была рассмотрена работа попечителей и Фонда Большого театра. Мы утвердили расходы, конкретные программы, мероприятия, которые могут осуществляться за счет средств попечителей.

Хотелось бы обратить внимание, что благотворительная деятельность делится на несколько направлений.

В первом разделе финансирование в сфере поддержки творческой деятельности театра – новых постановок и специальных творческих мероприятий. Новые постановки Большого театра 2008 года – балет «Сильфида», опера «Кармен», балет «Пламя Парижа» (премьера в июле), опера «Сказание о Граде Китеже» (премьера в октябре), балеты Форсайта.

Мы оказываем поддержку и в организации творческих специальных мероприятий, таких как камерные симфонические оркестры. Около миллиона рублей в год для того, чтобы можно было обеспечить участие Темирканова и Юровского. Мастерская новой хореографии Ратманского – это материальное оформление постановки на музыку Скрябина (выделено 2 100 000 руб.). Финансирование деятельности по совершенствованию мастеров, включающее в себя проведение мастер-классов, приглашение педагогов-репетиторов (на это выделено 1 200 000 руб.).

Второе направление – благотворительные мероприятия в сфере оказания поддержки текущей творческой деятельности Большого театра. А именно: приобретение музыкальных инструментов для основной сцены (26 000 000 руб.) – уже осуществлен авансовый платеж за 90 пианино и роялей. Сюда также входит приглашение исполнителей для участия в спектаклях текущего репертуара (4 800 000 руб.). Затем – финансирование аренды и расходов по страхованию музыкальных инструментов для ведущих солистов оркестра театра (за три скрипки, которые берутся из Госколлекции). И поддержка деятельности детского хора театра (400 000 руб.).

Третье направление – благотворительные мероприятия в сфере поддержки международных программ, связанных с развитием Большого театра: гастроли за рубежом (21 800 000 руб.) в Ла Скала и Парижской опере, в России (10 000 000 руб.) – в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Раздел четвертый – поддержка фестивалей и конкурсов с участием Большого театра. Например, Фестиваль в честь 100-летия Марины Тимофеевны Семеновой, а также юбилейные вечера Владимира Маторина и Фуата Мансурова.

Пятое направление – благотворительные мероприятия по оказанию материальной помощи артистам и нетворческим работникам театра.

Шестое – финансирование поддержки и охраны здоровья творческих работников; поддержка социальных программ театра и выделение премий лучшим сотрудникам.

Седьмой раздел связан с научно-исследовательской и просветительской деятельностью Большого театра.

И последний, восьмой, – поддержка деятельности Большого театра по сохранению исторических и культурных ценностей.

Вот направления деятельности попечительского совета. В настоящее время обсуждается разработка следующей долгосрочной программы (заседание запланировано на июнь) по развитию Большого театра с помощью попечителей, поскольку первая, рассчитанная на вывод Большого театра из кризиса, завершена. О кризисе уже никто не говорит.

И третье событие произошло в субботу, когда попечительский совет провел внеочередное заседание на объекте – на стройке-реконструкции Большого театра. Были вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета Виктор Вексельберг, я, Максим Викторов (новый член совета), Михаил Швыдкой. Мы провели на стройке почти три часа, в сапогах, в касках. Прошли по всему объекту, поговорили со строителями. Выяснилось, что произошла задержка с реконструкцией Большого театра почти на год. Главная причина в том, что после вскрытия штукатурки уровень аварийности оказался на 70% выше, чем планировалось до начала работ (то есть стандартные методы точечного вскрытия стен не позволяют получить адекватной картинки). Выяснилось, что здание готово сложиться со всех сторон в любую минуту. И целый год по уникальной российской технологии происходило создание каркаса, сплетения стальных корсетов вокруг всех опорных стен Большого театра при параллельном задавливании (именно задавливании, без единого удара, поскольку удары привели бы к обрушениям) более двух тысяч свай. С ноября происходит ежечасный мониторинг – осадки не произошло ни на один микрон. Как только выяснилось, что осадки нет, можно было начинать экскаваторные работы по вывозу грунта, поскольку сваи ушли на глубину двадцать шесть метров и коснулись твердого грунта, известняка, не подлежащего осадке. Эти работы потребовали 2 млрд. руб. Сейчас все идет четко в соответствии с графиком. Де-факто уже приступают к работе реставраторы. К декабрю общестроительные работы будут закончены, реставрационные – продолжены в полном объеме и начнется монтаж оборудования фирмы Bosh стоимостью 7 млрд. руб. Будет очень хорошая акустика, поскольку убрали бетонную деку, залитую в 1949 году к празднованию

70-летия И.В.Сталина. Боялись, что диверсанты и шпионы просочатся в зал во время торжественного юбилейного заседания из-под земли и убьют вождя. Можно представить, насколько это бетонирование ухудшило акустику в Большом! После реконструкции звук на главной сцене страны будет уж точно лучше.

Сейчас стоит вопрос о внесении предложения в правительство об увеличении объемов финансирования для завершения работ по реконструкции и реставрации комплекса зданий Большого театра (куда помимо самого театра входят, например, важнейшие помещения мастерских, складские помещения и поликлиника). Попечители остались очень довольны увиденным.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Центральном доме актера после многолетнего ремонта появится новый зал на 350 мест

В Центральном доме актера после многолетнего ремонта появится новый зал на 350 мест

0
564
Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король

Елизавета Авдошина

Премьера "Лира" в "Мастерской Петра Фоменко"

0
2280
Дмитрий Медведев хочет уменьшить количество театров, новые выставки Третьяковка готовит с усиленной охраной

Дмитрий Медведев хочет уменьшить количество театров, новые выставки Третьяковка готовит с усиленной охраной

Елизавета Авдошина

  

0
697
Вернуть Петра на сцену

Вернуть Петра на сцену

Владимир Мединский призвал театры отпраздновать 350-летие первого императора России

0
1886

Другие новости

Загрузка...
24smi.org