0
689
Газета Культура Печатная версия

04.12.2008

Грачи прилетели

Тэги: майами, выставка, фотография


майами, выставка, фотография Русская мечта?..
Фото предоставлено Московским домом фотографии

Выставка, которую в Майами привез Московский дом фотографии (а теперь он именует себя МАМ – Мульмедиа Арт Музеум), не входит в официальную программу открывающейся сегодня здесь художественной ярмарки «Арт-Базель». Причин несколько, одна из них: Ольга Свиблова не собирается ничего продавать. И не может: сколько вывезли искусства, столько надо теперь и обратно привезти. Правда, случится это не скоро: «Арт-Базель» длится всего три дня, до 7 декабря, а русская выставка в местном Басс Музеуме продлится до 8 февраля.

«Арт-Базелю» тесно в своих границах. И давно. Искусства много, покупателей (во всяком случае, до сих пор) – тоже хватает, и вот уже не первый год, чтобы не расставаться надолго, в начале лета покупатели и продавцы встречаются в Базеле, а в начале декабря вся швейцарская команда выезжает во Флориду, и там проходит теперь уже ставшая тоже традиционной ярмарка «Арт-Базель/Майами Бич». Огромный зал местного Convention Center, как в детской игре какой-нибудь, поделен на квадратики. И в каждом загончике – свое искусство. О нем – о буйстве мирового contemporary art`а – в одном из следующих отчетов. Пока – о нашем вкладе, который в определенном смысле задал тон. Ведь все остальные открывают свои «кладовые» сегодня, а Мультимедиа Арт Музеум открыл уже вчера плюс закрепил художественные успехи мощным аккордом Russian Party. Забыть нельзя!

Компания, собранная в стенах Басс Музеума, в общем, известная. АЕС+Ф, Дмитрий Гутов, Александр Пономарев, Юрий Аввакумов, Сергей Шутов, Леонид Тишков... Вместе с Юрием Аввакумовым Свиблова выстроила довольно элегантную историю на темы «русских мечт», так что часть работ была сделана специально для показа в Майами, часть – переосмыслена и, как пишут во вторых-третьих изданиях уже известных книжек, «исправлена и дополнена», часть, конечно, взяли из уже известного – поскольку очень уж было кстати.

Диалоги с русским авангардом, местами – совершенно хулиганский, но вместе с тем не лишенный уважения: в работах Алексея Булдакова «SexLissitzky» и «XXXMalevich» знаменитые супрематические формы и прямоугольники и дуги ласкают друг друга, а затем вступают в тесный контакт. Все это озвучено соответствующими стонами и выкриками, так что смысл происходящего не вызывает сомнений.

Кроме диалога с авангардом, художники откликаются на возрождение имперского стиля. Раз мир полон агрессии и эту агрессию видят во всем русском, художники фантазируют на темы агрессии. А поскольку сохраняется еще и представление о потаенной и нежной, и теплой русской душе – есть на «Russian Dreams...» и это. Всё есть. На афишу выставки попала работа Алексея Костромы: оперенная пушка, которая как-то по-доброму опускает нос (то есть дуло), когда к ней подходишь поближе. «Будь мягче» – так называется работа группы «МишМаш», в которой камни, которыми при хорошей погоде можно проломить голову, упакованы в ватные гнездышки и укутаны в вязаные шерстяные шапочки.

В работе Александра Пономарева «Генератор облаков» какая-то пугающая своими размерами конструкция при каждом своем выстреле (!) выпускает в небо сразу несколько облаков-нимбов. С нимбами в Басс Музеуме, кстати, вышла занятная история, нашлась работе Пономарева хорошая рифма. Басс Музеум – вообще-то старейший в Майами, стал городским после того, как супруги Басс передали городу свою коллекцию шедевров Возрождения. И когда поднимаешься на второй этаж, где выставлены сейчас русские мечты, надо пройти мимо Боттичелли. Боттичелли в сотрудничестве с Доменико Гирландайо написал «Поклонение волхвов» (конец XV века) – наверное, главный шедевр коллекции, из которых левый волхв – вылитый наш премьер-министр... Естественно, с нимбом на голове. После подробной экскурсии по русским залам Свиблова всех ведет к Боттичелли – мимо пройти и вправду нельзя.

Аввакумов, который сопроводил всю русскую экспозицию деревянными поддонами (из них выложены стены павильонов и выгородки для каждого экспоната), сам представил макет Мавзолея. Мавзолей сложен из 3500 доминошных костяшек, инкрустированных стразами Сваровского. За Мавзолеем на стене – фотографии далекой Игарки, бедной, разбитой земли, а небо – в тех же стразах, как будто – в алмазах, о которых говорят у Чехова в финале «Дяди Вани».

За мягкую и теплую Россию отвечает и Леонид Тишков с проектом «Путешествие с частной Луной», где он эту Луну – вернее, месяц – возит по снегу на санках, приносит к родителям домой, спит рядом, укрыв ее (его) одеялом... Места в музее, который ради такого случая почти целиком освободили от постоянной экспозиции, все равно не хватило. И грачей Николая Полисского высадили прямо на крышу. Грачи у Полисского – большие, похожие на орлов – то ли с нашего герба, то ли с американского. Хотя и деревянные, а поднимать пришлось с помощью подъемника. И вот они теперь сидят, клювы в небо раскрыли. На фоне вечернего неба смотрятся эффектно, немного страшно. Через месяц их можно пересадить: Полисский говорит, компонуются за два-три часа, как захочешь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Время, вперед!" – это "время, назад!"

"Время, вперед!" – это "время, назад!"

Дарья Курдюкова

В Музеях Московского Кремля показывают недавно отреставрированные экспонаты – от иконы до короны

0
624
73 тысячи «показных» боеприпасов

73 тысячи «показных» боеприпасов

Николай Поросков

Пятый международный военно-технический форум «Армия-2019» побил свои же рекорды

0
2024
Как управлять обороной государства

Как управлять обороной государства

Владимир Винокуров

О взаимосвязи политики, военной стратегии и дипломатии в современных условиях

0
1833
Дверь как зеркало души

Дверь как зеркало души

Дарья Курдюкова

Жауме Пленса показывает скульптуру о правах человека и слушает каплю безмолвия

0
1327

Другие новости

Загрузка...
24smi.org