0
982
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

Что, правда, ничего не происходит?

Тэги: манеж, фото, выставка


Проходящий в восьмой раз конкурс «Серебряная камера» по-прежнему ставит своей целью архивировать фотохронику столичной жизни. С помощью работ в номинациях «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Кроме того, состязание позиционирует себя как стартовую площадку для молодых фотографов. Собственно, с этим вроде все в порядке: как заявила директор МДФ Ольга Свиблова, больше 60% участвовавших в конкурсе – авторы до 30. А вот в том, что касается составления фотолетописи, ощущается некий недостаток фактов.

Из 10 тыс. присланных фотографий отобрано примерно 3 тыс. Около 700 теперь висят в Манеже, остальные транслируются там же в виде слайд-шоу. Вообще-то можно не волноваться. Новые лауреаты уже известны (на прошлой неделе состоялось заседание жюри, которое спорило-спорило, но все же выделило главных). Экспозиция, правда, интригу сохраняет – вплоть до начала января. Хотя бы ради вручения «Приза зрительских симпатий».

Скользя взглядом по архитектуре, на «Серебряной камере» традиционно показывают стройку Сити-центра, традиционно же углубляются в спальные районы. Вновь несколько серий фокусируются на графике архитектурной поверхности, на кожу здания. Тема, конечно, привлекательная, но мстительная. Месть в данном случае – обратная сторона кажущейся простоты. Ритм, цвет, свет и тень, наконец, масштаб – надо умудриться показать так, чтобы это стало открытием не только для вступившего на новую стезю автора, но и для зрителя, смотрящего лишь на одну из N-ных серий подобного рода. Историческая застройка, включая и ту ее часть, что, как говорится, еле дышит, тоже попала в объектив, и это отрадно – правда, пока скорее как сюжет, а не его фотографическая реализация. «Лебединая песнь русского модерна» – поставленные одним и тем же (вправо да влево) лихим углом окошки. Получается однообразный, но бодренький марш. Смелые ракурсы куда больше к лицу конструктивизму – и он, громко зарождавшийся и довольно тихо сейчас умирающий, явлен «Новыми фотографиями исчезающих зданий». Ч/б снимки, конечно, хороши – но они не показали нечто настолько новое, что бы взбудоражило сонного обывателя. Впрочем, сама проблема старая.

Идешь мимо. Картину ушедшей московской жизни пытаются составить из снимков повседневности. Школьники, выстроенные перед объективом в момент прерванного празднества последнего звонка. Одетые в граффити дома, разгоряченная публика, резвящаяся в фонтанах на Манежной┘ Люди на улице в день президентских выборов и неподалеку – в новогоднюю ночь – не сказать, чтобы серии эти были принципиально друг от друга отличны. Останавливаешься около «Демонстрации поколений». Она пестрит красным – то флаг в руках у дамы в шляпе, то знамена в отражении роскошных витрин┘ И на злобу дня, и с сюжетной зацепкой (как примирить – хотя бы в собственном сознании – не лишенную элегантности женщину и коммунистический флаг?), и с ясно читаемой эстетикой кадра (с жутковатой живописностью красного). Красноречиво.

Довольно удивительно, что июньская футбольная победа над Голландией, которой у нас не могли нарадоваться даже после последовавшего за ней поражения, попала в объектив лишь единожды. Чередой идут будни. Серия «ЧК», подглядывающая за покупателями, с чеками в руках проводящими сравнительную ревизию купленного и уплаченного. Вот полки супермаркета с ценниками (видно, кому-то не дает покоя слава Андреаса Гурского, чей снимок «99 центов» ушел с молотка Sotheby’s за 3,3 млн. долл. и стал самым дорогим в истории фотографии). Барахолка. Московское метро (с любопытным наложением усталых лиц на «рябь» мрамора подземных советских дворцов-метро – в серии «Мрамор»). Бытье московских цыган. Повседневнее некуда, а с событиями дефицит. Неужели и правда за два года («срок годности» конкурсных снимков) ничего в нашей жизни не произошло? Не бывает так.

Хотя есть такая реальность, о которой нужно напоминать еще и еще. С фотографий «Ракового корпуса» смотрят (или не смотрят, а просто пытаются жить) дети: маленькая девочка в переходе между больничными корпусами, пухлый веснушчатый мальчик┘ В прошлом году специальный спонсорский приз в номинации «Лица» получила серия Владимира Мишукова «Синдром любви», объединившая детей с синдромом Дауна и звезд. Работ таких, к сожалению, всегда мало, посмотрим, заметят ли их теперь.

Одна из странностей экспозиции – обилие конкурсных проектов с невыстроенной драматургией. Есть немногие, выдержанные действительно как цикл со своей фабулой, однако в большинстве случаев интересным оказывается один, ну два-три снимка. А остальное – как отвлекающий фон. Возможно, это как раз следствие открытости конкурса для любителей. Другая особенность – стремление к эстетству, которое, как часто кажется, достигается взамен на сюжетную интригу. Ту, которой особенно ждешь от фоторепортажа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
894
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
642
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
320
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
432

Другие новости