0
1309
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2009 00:00:00

Как Кулик французов лечил

Тэги: музыка, барокко, театр, премьера


музыка, барокко, театр, премьера Тотальная инсталляция!
Фото предоставлено театром «Шатле»

Премьера – событие по определению. Тем более в театре «Шатле», где сто лет назад открылся первый сезон Дягилевских балетов. Русский новатор тогда не раз шокировал французский бомонд, требовавший прекратить представление и снять спектакль. К юбилею и приурочили бенефис авангардиста наших дней Олега Кулика – премьеру «Вечерни Деве Марии» Клаудио Монтеверди. Директор «Шатле», Жан Люк Шоплен, увидел перформанс Кулика в лондонской Tate Modern в 2003 году. Тогда всё и началось.

Театр Кулика начинался задолго до вешалки. На улице при входе стояли дюжие мужики, одетые в звериные шкуры (синтетические). В театре их сменили билетеры и продавцы программок в черных нарядах с монашескими шапочками на головах. Сам автор выглядел двояко: в анфас – благообразный старец с окладистой бородой по грудь и в той же шапочке, со спины – обритый наголо буддист с тонкой косицей.

Пробиваясь сквозь сумрак к своему месту (зал был темен даже в момент рассадки), первым увидела Анатолия Васильева. Он разглядывал сооружение на потолке. Оттуда свисала огромная в ползала рама, на которую натянули прозрачный пластиковый экран. Впереди меня устраивался бывший посол Франции г-н де Лабуле с супругой, теперь уже из Ватикана прилетевший на премьеру. В яркой вспышке синего света на сцену прошел автор вечера, и мы опять оказались в тотальном мраке.

«Начинаем нашу церемонию, – начал Олег Борисович, поднявшись на ступеньку дирижерского пульта. – Это первый опыт пространственной литургии. Приглашаем публику к участию в общем сакральном действии. Это редкая возможность забыть о современном искусстве», – услышали мы из уст его главного пропагандиста.

О современном искусстве забыть не получилось. Экран в метре от моей головы коварно повернулся и встал по диагонали. Лазерные лучи, преломляясь в его плоскости, начали выводить узоры на темной сцене и потолке, постепенно опутывая своей паутиной весь зал. Я боязливо косилась на купол, пытаясь изучить крепежные средства. Погибать, пусть и в сакральный момент, не хотелось. На сцене появился оркестр в длинных белых хитонах и красных плоских, как блин, колпаках. Вышел дирижер в черной сутане и как оратор повернулся к публике. Начался собственно Монтеверди. Его партитуру сохранили нетронутой, и исполнялась «Вечерня Деве Марии» такой, какой она была задумана в 1610 году. Другое дело, что обрамили ее, не пожалев ни сил, ни средств (по слухам, на постановку выделили 2 млн. евро). «Вечерня» состоит из нескольких частей, между которыми неизбежны паузы. Петербургский музыкант наполнил их земными звуками: журчали ручьи, разводили трели птицы, шел дождь и гремел гром, что-то билось, выли сирены.

Кулик же сделал представление на тему «Вечерни». Он не раз подчеркивал, что главное в его спектакле – музыка. И она была божественна в исполнении всемирно известного французского ансамбля «Матеус» (дирижировал руководитель коллектива Жан-Кристоф Спинози). Хор театра «Шатле» подняли под купол, и с пятого яруса звуки лились почти как с неба. Солисты, вынужденные петь то в бельэтаже, то на галерке на гибельных для полнозвучия расстояниях, задрапированные с ног до головы в белые ткани, походили на гипсовые скульптуры, выплывающие из черноты зала. Рогато-бородатый дуэт гимнастов-акробатов, напоминающий прошлые опыты Кулика, упражнялся в гибкости на протяжении всего вечера. Время от времени парочка подкрадывалась к дирижеру и игриво целовала Спинози. На сцене бились божественное и земное, белое и черное.

Кулик говорит, что его мечта – неразделенность пространства театра, где все и вся вовлечены в единое ритуальное действие. Тут напрашивается сравнение с глобальной инсталляцией: зритель оказывается «окруженным со всех сторон» музыкой, звуком, движением. Остается только крутить головой, чтобы вдруг чего не пропустить.

На Кулика возложили ответственность за постановку, свет и костюмы. За сценографию отвечал московский медиахудожник Денис Крючков. Были еще одни концептуальные участники: московский гиперреалист Алексей Тегин, сменивший краску на звук, и его группа «Пурпа» в нарядах добуддистской эры. Они сидели в глубокой оркестровой яме, откуда ближе к финалу первого акта стал доноситься странный низкий звук, смесь горлового пения, ударных инструментов и бубна. Оказалось, что это древние тибетские мелодии. Выходило, что автор спектакля, совершивший паломничество в Тибет, натуральный экуменист. «Номер» группы занял весь антракт. Экзистенциальный вопрос «уходить – не уходить из зала» каждый решал для себя сам.

«Сколько французов сидят сейчас на антидепрессантах и страдают от одиночества. Кризис толкает их к алкоголю и наркотикам. Тот, кто увидит «Вечерню», заживет по-другому», – такую вот скромную роль врачевателя французских душ выбрал себе Кулик.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
274
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
350
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
280
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
239

Другие новости