0
1055
Газета Культура Интернет-версия

23.03.2009 00:00:00

По решению профсоюза работников сцены все премьеры в Москве отменены

Тэги: театр, забастовка, профсоюз


театр, забастовка, профсоюз В спектакле Римской оперы, кажется, что голый не только король.
Фото с официального сайта театра.

Про премьеры в Москве – всё неправда. У нас такое невозможно, а вот в Италии, во Франции это – постоянная практика, сопровождающая театральную жизнь. В России о профсоюзах в театре вспомнили лишь однажды, это было во МХАТе, еще при Олеге Ефремове, и осадок от той довольно странной активности остался нехороший.

А вот в Италии из-за профсоюзной активности под угрозой срыва оказалась премьера, которая тем не менее с успехом прошла в минувшую пятницу: в Римской опере впервые была исполнена опера современного итальянского композитора Луки Ломбарди «Голый король», написанная им по мотивам трех андерсеновских сказок нашего Евгения Шварца – «Голого короля», «Свинопаса» и «Принцессы на горошине».

Как рассказал корреспонденту «НГ» режиссер этого спектакля, худрук московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, сперва разночтения вышли с оркестром. Режиссер, известный своими весьма радикальными прочтениями, решил, что хор должен принять активное участие во всей истории, а в Италии – согласно договору хора с театром – хор получает деньги за то, что поет. А если от хористов требуют передвижения по сцене, нужно заключать новое соглашение. На генеральную репетицию хор был готов прийти на два часа, хотя спектакль идет на час дольше: так договорились профсоюзы. Хору важно знать, где стоять, – зачем тратить лишний час, который кроме прочего должен еще и дополнительно оплачиваться. Тем не менее в конце концов все проблемы были разрешены к удовольствию режиссера и, как считает Бертман, к удовольствию хора тоже. На вопросы «НГ» режиссер ответил, находясь уже на регистрации в римском аэропорту.

– Удалось ли договориться с профсоюзом?

– Да, спасибо. С профсоюзами все закончилось шикарно, хор работал великолепно, и, по-моему, сами были довольны. Я думаю, в конце концов сработала чисто итальянская ментальность – в последний момент они собираются и делают максимум, наверное, кроме прочего срабатывают и профессиональные амбиции. На премьере, поскольку опера написана современным композитором, был композиторский бомонд со всего мира, приехал даже 83-летний великий немецкий композитор Ханс Вернер Хенце.

– Перед премьерой вы заметили, что опера получила еще и актуальное звучание. В чем оно?

– Да, это так. В Италии вообще сложно не попасть в тот или иной политический контекст, поскольку почти все время кто-то бастует, а театрами руководят представители тех или иных политических партий. И много зависит от того, находится эта партия в данный момент у власти или, наоборот, в оппозиции. Сейчас в Италии на улицах везде можно встретить плакаты, которые начинаются словом «баста», все – против правительства, на каждом углу раздают листовки с приглашениями на очередную демонстрацию. И даже на премьере раздавали: «Реквием по культуре и искусству!» – было написано в этих листовках, и это был анонс манифестации деятелей культуры и искусства. Все театры Италии по очереди начинают бастовать, выступая против сокращений бюджета на культуру. А в финале «Голого короля» у меня тоже что-то вроде митинга. Дело в том, что начинается спектакль с того, что на сцене – свиньи и, конечно, свинопас тоже. В этих костюмах свиней спрятан народ. А в конце спектакля, когда уже кончается вся история про голого короля, наступает как бы второй финал: голый король овладевает этими костюмами, а народ разворачивает плакаты: «Баста ре нудо!», «Вива, Италия!», «Вива, Россия!» даже там есть, а также – да здравствует любовь, да здравствует музыка...

– Кстати, что за музыка у Ломбарди?

– Музыка современная, то есть он использует и тональную, и атональную музыку, в оркестре разноплановые ансамбли ударных, много мелодического и тематического материала, которые резко прерываются: только ты готов к какой-то прекрасной арии, а она уже прерывается новой темой.

– Перед премьерой вы говорили, что один из спектаклей все-таки может быть сорван забастовкой... Хотя на него – на 29 марта, я посмотрел, осталось немного непроданных билетов, около 60, и те – из недорогих...

– Вообще спектакли запланированы до 31 марта, но на 29-е запланирована забастовка и не будет скорее всего обеих премьер – ни «Голого короля», ни «Ифигении в Авлиде», которая вышла в эти же дни и которой дирижирует Рикардо Мутти, а главную мужскую партию, кстати, поет солист «Геликон-оперы» Алексей Тихомиров, известный в Москве по «Борису Годунову». Если это случится, артисты вынуждены будут остаться без гонорара: когда проходят забастовки, у них вычитают за все неспетые спектакли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1246
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1097
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2106
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
940

Другие новости