0
560
Газета Культура Печатная версия

08.04.2009

На "Золотую маску" выдвинули пиратскую копию спектакля

Тэги: маска, театр, фестиваль, опера, балет


Еще один пример актуального взгляда на классику предъявил публике «Золотой маски» соискатель премии как лучший балетмейстер\хореограф Василий Медведев. Выпускник Ленинградского хореографического училища по классу Наталии Дудинской и Константина Сергеева, ученик Никиты Долгушина в Ленинградской Консерватории, он танцевал в театрах оперы и балета Консерватории и имени М.П. Мусоргского, в эстонском «Ванемуйне», а с конца 1980-х как солист и хореограф вышел в открытое плавание - работал, наряду с Мариинкой, в Чехии, Германии, Аргентине, Турции, Румынии. Осмыслив опыт учителей, у каждого из которых свое мнение о праве и мере вторжения в канонические тексты, Медведев выработал собственный подход к современным интерпретациям наследия. Об эффективности метода свидетельствовал едва ли не пританцовывающий вместе с артистами зрительный зал.

Подобно многим шедеврам прошлого, «Корсар» вошел в 21 век с немалыми потерями, но и с обретениями. Впервые трехактный балет Адольфа Адана по мотивам одноименной поэмы Джорджа Байрона увидел свет в 1856 году в Парижской опере. Хореографом тогда выступил Жозеф Мазилье. Первую петербургскую версию два года спустя создал Жюль Перро. Сочинивший для нее вставной номер Мариус Петипа в 1863 поставил новый – четырехактный – балет, который с тех пор без конца возобновлялся и перерабатывался. Менялся формат, пополнялся список композиторов. Поначалу Адана разбавили номерами на музыку принца Петра Ольденбургского, Лео Делиба и Риккардо Дриго. А вообще, за 150 лет кого-то только ни привлекали – от Петра Чайковского и Антона Рубинштейна до Эдварда Грига, Фредерика Шопена и Антонина Дворжака. Балету, однако, повезло. Эта сборная солянка обернулась для него рецептом молодости. Для «Корсара» пермского периода (кстати, в Перми этот балет поставлен впервые) за основу взят оригинальный текст партитуры Адана, полученный из архивов Парижской оперы, а различные номера поставлены на музыку Цезаря Пуни, принца Ольденбургского, Риккардо Дриго, Лео Делиба, Юлия Гербера, Артура Сен-Леона. С великолепной семеркой артистично и легко управляется дирижер Александр Анисимов (лауреат «Золотой маски»-2005 и нынешний номинант). Главное, по его мнению, - «сочетание красочной оркестровки, юмора, фантастической энергии и зажигательного темперамента музыкантов-исполнителей».

Василий Медведев убежден в том, что «Корсар» стал «предтечей будущих балетных шоу, где сюжет – лишь связующая материя эффектных дуэтов, хореографических композиций и сценок». При всем пиетете к минувшему, хореограф и режиссер (именно так он представлен в программке) сохранил лишь то, что, по его мнению, прошло через фильтры истории. Нынешнее время прессует. «Корсар» тоже пошел под пресс. Медведев сократил его едва ли не на треть. Почти полностью избавившись от пантомимных сцен, он, тем не менее, удачно выбрал детали, остроумно расставил акценты, так что нередко хромающее по части логики балетное повествование показалось даже стройнее обычного. При этом зрителю буквально не дают опомниться. Ведь «Корсар» - это сплошь танцевальные хиты: дуэты Конрада и Медоры, танец невольниц, танец корсаров, трио одалисок и, конечно же, пленительный шедевр Петипа – картина «Оживленный сад».

«Золотая маска» знает немало случаев, когда, успешный на домашней сцене, в рамках фестиваля спектакль вдруг теряется. С пермским «Корсаром» этого не произошло. Напротив, чересчур по-балетному рвавшие страсти в клочья на премьере прошедшим летом ныне пираты окоротились, не укротившись. Рядом с техничными в меру сил и грациозными в меру возможностей солистками, среди которых первенствовала, как и положено, номинированная на «маску» прима театра Наталья Моисеева (Медора), по-настоящему зажигал сильный пол – номинант-2009 Иван Порошин (Бирбанто), Сергей Мершин (Конрад), Роберт Габдуллин (Али). Порадовать зрителей ярким впечатляющим зрелищем пермякам помогли Петербургский сценограф Борис Каминский и художник по костюмам из Большого театра Елена Зайцева.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Большой театр привел в восторг лондонскую публику

Большой театр привел в восторг лондонскую публику

Владимир Полканов

Гастроли балетной труппы под руководством Махара Вазиева собрали аншлаг

0
1543
На OPEN LOOK раздавали силиконовые сердца

На OPEN LOOK раздавали силиконовые сердца

Наталия Звенигородская

XXI Международный фестиваль современного танца оказался самым технологичным в истории

0
699
Владимир Машков: Мы подселяем в себя другого человека и там даем ему хорошо существовать

Владимир Машков: Мы подселяем в себя другого человека и там даем ему хорошо существовать

Григорий Заславский

Художественный руководитель Театра Олега Табакова о сцене, актерах и жизненной сверхзадаче

0
3476
Балканский провал Антанты

Балканский провал Антанты

Алексей Олейников

Судьба Дарданелльской операции и болгарский вопрос

0
2901

Другие новости

Загрузка...
24smi.org