0
921
Газета Культура Интернет-версия

13.07.2009 00:00:00

Сборник клише о страшной силе

Тэги: выставка, гцси, красота


выставка, гцси, красота Красота по-русски на экране и в жизни.
Фото с официального сайта ГЦСИ

Проект в Государственный центр современного искусства привезли из Петербурга, чтобы и в Москве отпраздновать

10-летие фонда ПРО АРТЕ. То, что сейчас показывают, выросло из образовательной программы для молодых авторов, к которым потом примкнули художники постарше, в том числе Андрей Хлобыстин и Виталий Пушницкий. Действо затеяла питерская институция ПРО АРТЕ, чтобы сформулировать, что же это за русская красота.

Все, что может прийти в голову про это – и томно глядящие дамы салонной живописи, и леса передвижников, – все осталось, только вывернутое наизнанку китча. И даже «Неизвестная» Крамского процитирована. Зачем осталось? Большой вопрос. Лаконичное и красочное, как плакат, заглавие, надо думать, привлечет свою аудиторию (даже, может, и не догадывающуюся о деятельности ПРО АРТЕ), но тема┘ сама по себе и без всякого конкретного наполнения стала китчем. И обе крайности (а третьего пока не дано) в поиске национального и в поиске красоты – будь то напыщенная серьезность, будь то высмеивающая ее сейчас дурашливость – обе они, что называется, хуже. Хотя любые сетования оказываются в заведомо проигрышной позиции: автора можно запросто упрекнуть в том, что он-де не хочет увидеть настоящее через замочную скважину иронии.

Да нет же, разумеется, здесь есть на что посмотреть. Предлагается замечательно поплутать в дебрях маленьких картиночек и репродукций, расклеенных то ли на манер марочного альбома, то ли памятуя о школьных стенгазетах – в «Б Б» Андрея Хлобыстина. Разглядывать их можно при помощи помянутого тут же иконологического метода Аби Варбурга, открывшего в свое время новую страницу в академическом искусствознании, – правда, современное искусство, кажется, готово без особой горечи рассыпать этот метод в прах бессмыслицы. А можно с эдаким концептуалистским вывертом в духе Ильи Кабакова, «Туалет» которого тоже красуется среди изображений. На смену хлобыстинской остроумной насмешке идут почти эстетские «Корни» Сергея Денисова. Путающие зрителя в ветках, перьях и еще какой-то лесной шелухе. Сказка рождается из бросовых материалов в актуальном формате инсталляции.

Но как целое новый проект выглядит странно. Нетривиальные работы диссонируют с довольно безыдейными вещами. Да, поленница, в которую утыкаешься почти сразу при входе, – вот, мол, куда делись передвижнические леса, вот их скукожившийся в дрова дух. Да, спускается из окна новой кирпичной темницы русая коса, а неподалеку расположились новые Ярославны (они не из «Слова о полку Игореве», они заняты своими делами и не плачут). Будут тут вам и банные шайки, разрисованные внушительными телесами, и лоскутные одеяла с новыми моделями, раздевшимися в ночных бабочек. А в центре событий – видео Ольги Ловцюс «Косая и кривая» с двумя придурочно кривляющимися девицами в кокошниках. Зачем столько штампов?! Уж наговорились и про бездорожье, и про сусальность-народность┘ Валерий Вальран скомканные цветные холсты почему-то ассоциирует с «Русской готикой». Комментировать тут как-то нечего, хочется только сказать, что из России на готику лучше Бродского, кажется, еще не смотрели: «Готический стиль победит, как школа, как способность торчать, избежав укола┘»

В предъявленном проекте столкнулись лбами произведения, чье соседство стало губительным для всего выставочного организма. С одной стороны, вещи с внушительным ассоциативным комплексом, как у того же Хлобыстина или как в видеоинсталляции Ильи Трушевского «Мошки», которая из малого делает большое, разрастаясь от мошки до Млечного Пути и до идеи космизма, а еще намекает на пресловутый «Черный квадрат» в красном углу. С другой стороны, как бы заново придуманные мифологические персонажи, они же – как бы этнографические вещицы. Вроде «Столовых игрушек» Владимира Лило из алюминиевого скарба и вытащенной из закромов XIX века «Недотыкомки» знатока русских древностей Федора Солнцева (1801–1892). С третьей, и отсюда беспощадно разросся удручающий эффект, откровенно примитивные работы. Они просто-напросто воспроизвели надоевший штамп (кокошники, косы, леса-дрова) и тем понизили китч до ранга пошлости. Авторам не пришло в голову вычленить отсюда дополнительные коннотации, поэтому тут – тупик. Оркестр не прозвучал tutti, а красота по-прежнему осталась силой. Страшной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
271
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
347
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
279
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
237

Другие новости