0
759
Газета Культура Печатная версия

27.01.2010

"Моисей и Аарон", наконец, завершены

Наталия Якубова

Об авторе: Наталия Якубова, Будапешт

Тэги: театр, опера


В Национальном концертном зале им. Белы Бартока будапештского Дворца искусств состоялась мировая премьера третьего акта оперы "Моисей и Аарон".

Теодора Адорно незаконченность «Моисея и Аарона» вдохновила на теорию «Священного фрагмента», Стравинский сравнивал незавершенность этой оперы с оборванностью некоторых новелл Кафки... Если после всего этого Золтан Кочиш, знаменитый венгерский дирижер (хоть, может, лучше известный как пианист) решил взяться за написание своей музыки к третьему акту, у него должны были быть веские резоны. Сам музыкант объясняет их двояко. С одной стороны, Моисей – великая фигура иудаизма, да и всей человеческой культуры. Негоже бросать его в конце второго акта отчаявшимся и побежденным. Третий акт оперы – моральный суд Моисея, вернувшегося с Синая со скрижалями, над Аароном, тем временем сотворившим народу золотого тельца – или опускается при постановках, или разыгрывается как драма. Но тогда пропадает главный конфликт всего произведения – между сухой декламацией Моисея и оперообразной (насколько это возможно с додекафонией) партией Аарона. Вторая причина, побудившая Золтана Кочиша «взять композиторский курс у Арнольда Шенберга» – это то, что летом прошлого года, на мишкольцском фестивале «Барток + Вена» (из России на нем принимала участия «Геликон-опера» с «Моцартом и Сальери» Римского-Корсакова и «Лулу» Берга), Кочиш уже дирижировал «Моисеем», причем не концертным исполнением, а практически спектаклем (реж.Джорджо Прессбургер, возмутивший собравшуюся в синагоге публику дословным воспроизведением оргий вокруг золотого тельца, а также разрушением скрижалей). Кочиш, как музыкальный руководитель постановки, на своей шкуре испытал театральную неприемлемость перевода оперы в финале в драму. Уж не говоря о том, что, признается, что глупо чувствовал себя с дирижерской палочкой все третье действие.

Кочиш работал все лето (ну а Шенбергу и двадцати лет оказалось мало!), и хоть результат его труда всегда закономерно будет вызывать сомнения, игра стоила свеч. Конечно, эстетика фрагмента, оборванных и затерянных рукописей, палимпсеста родилась не с Адорно, и действия Кочиша – когда-то прославившегося как пианист исполнением Шопена – насквозь пропитаны романтической иронией... В программке он скрупулезно рассказывает, как копался в черновиках и трансплантировал в третий акт такты из первого и второго. После чего сообщает, что так удалось «наскрести» 35-40 тактов. «Остальные 700 тактов – гарантированно моя собственная музыка».

Месяц назад, и венгерскую, и мировую прессу обошло сенсационное сообщение: пока знаменитый дирижер спал в своем собственном доме, некто выкрал из гостиной ноутбук с незаконченной партитурой... Нет, Кочишу не пришлось начинать заново – имелись копии. И все же о том, что вокруг загадочной оперы что-то делается, знали все...

На единственном санкционированном наследниками Шенберга исполнении, огромный зал будапештского Дворца искусств был полон. Концепции Кочиша способствовала даже погода: исполнетель роли Аарона, Даниель Бренна вышел на сцену простуженным, и хоть это не сказалось на качестве его интонирования, музыкальная декламация маститого Вольфганга Шене – Моисея звучала с явным – в том числе моральным – преимуществом. С этим можно спорить – ведь если с самого начала Аарон выглядит всего лишь хитрым политиканом, а вся сила – лишь за Моисеем (а ведь у Шенберга это не так), накал неразрешимого конфликта между двумя вождями оказывается слиьно упрощен. Однако, чтобы поспорить, придется подождать хорошей погоды. И – повторного разрешения семьи Шенберг.

Пока – браво, маэстро Кочиш! Шенберг стоит того, чтобы за него бороться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Очередной невозвратный кредит Москва подарит Тегерану

Очередной невозвратный кредит Москва подарит Тегерану

Анастасия Башкатова

Иран ждет от России обещанные 5 миллиардов долларов

0
2976
В Центральном доме актера после многолетнего ремонта появится новый зал на 350 мест

В Центральном доме актера после многолетнего ремонта появится новый зал на 350 мест

0
684
Дмитрий Медведев хочет уменьшить количество театров, новые выставки Третьяковка готовит с усиленной охраной

Дмитрий Медведев хочет уменьшить количество театров, новые выставки Третьяковка готовит с усиленной охраной

Елизавета Авдошина

  

0
886
Вернуть Петра на сцену

Вернуть Петра на сцену

Владимир Мединский призвал театры отпраздновать 350-летие первого императора России

0
2069

Другие новости

Загрузка...
24smi.org