0
988
Газета Культура Печатная версия

27.07.2010

Кулик и его избушка

Тэги: фестиваль, архитектура


фестиваль, архитектура На Архстоянии – арххождение.
Фото РИА Новости

В минувшие выходные в деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел пятый летний фестиваль лэнд-арта Архстояние-2010. Вотчина промыслов Николая Полисского на этот раз отдана куратору Олегу Кулику, который определил тему фестиваля так – «Девять ключей лабиринта/Лесная литургия». Литургия тут, опираясь на дословный ее перевод как «общего дела», задает движение по лабиринтам лесных и полевых маршрутов Никола-Ленивца всех тех, кто не испугался жары и приехал. Все это должно было стать сродни коллективной медитации и отвлечь человека кризисной эпохи от благостей общества потребления. Таким образом, пятый фестиваль стал попыткой сосредоточиться не столько на конструкциях архитектурных, сколько на умозрительных конструктах.

На одной из развилок маршрута, на лесной тропе висит растяжка: «Искусство не там, где ты его ищешь». Помимо всякой назидательной символики – все правда: часть объектов ушла под землю, часть забралась на деревья. В прошлые годы возвышались плетеный, как ивовая корзина, «Маяк» Николая Полисского на берегу Угры или «Ротонда» Александра Бродского посреди засеянного белого поля. Это, как известно, плоды прошлых Архстояний, они архитектурно лепили пространство, организовывали его на поверхности. Теперь пространство испещрено ямами вроде «Антизиккурата» Сергея Орлова, «Падения в колодец» группы «Вавилонская яма» или зашитой, как хирургическими нитками, «Раны земли» Ивана Колесникова и Сергея Денисова. Эти проекты вполне отражают некий, если угодно, нигилистский запал нынешнего фестиваля. Вроде того, что нужно быть ближе к корням.

Ближе к корням оказался и ернический проект «Синих носов» – их «Футбольный лес» предлагает, рискуя головой, побегать с мячом на лесной опушке – где есть и традиционная разметка, а в придачу к ней пеньки и позабытые деревца. И выкошенная в поле полоса травы от Евгения Асса – как символ пути и, если повезет, выхода. Выше, на высоте 25 м, соорудил на дереве скворешник-резиденцию куратор Олег Кулик. Возле дерева почему-то была пришпилена репродукция со св. Христофором, переносящим на плечах Христа, оказавшегося тяжелым, как мир┘ Вообще, несмотря на некий пафос духовного единения с природой, тяжести мира (да и удаленности столицы) здесь особо не чувствовалось.

Дело не только в пробках на подъезде к Никола-Ленивцу, но и в спонсорах, не жалевших усилий, дабы напомнить о своих добрых делах. Так, на краю леса в отстроенном Александром Константиновым «Удаленном офисе» всем жаждущим цивилизации предлагалось воспользоваться Wi-Fi спонсорской компании. На другом краю стоял новенький автомобиль французско-калужского производства, который любителям лэнд-арта предлагалось испытать. А помимо лимонада и холодного чая любителям погорячее другой спонсор предлагал огненной воды, «украсив» пейзаж огромным логотипом.

Толику мистики добавил в пейзаж «Солнечный круг» архитектора фестиваля Василия Щетинина. Вспаханное в форме лабиринта-спирали поле должно напоминать, что местная река Угра в далекие времена, за 7000 лет до н.э., текла иначе и русло ее образовывало в этой местности огромный меандр. Теперь же «Солнечный круг» засадят предположительно красными люпинами, и находящийся в центре спирали человек, наблюдая цветение оных, должен почувствовать, будто находится в ирреальном пространстве, поскольку все вокруг до горизонта будет казаться огненно-красным. Но это в будущем. Пока неподалеку от «Солнечного круга» устроили шаманский перформанс, во время которого лежащий на земле Кулик должен был достичь просветления.

На самом деле все Архстояние-2010 выглядит продолжением того, чем сейчас занимается Кулик. В 2007-м прошел нашумевший проект Кулика «Верю», в 2009-м в парижском Театре Шатле Кулик ставил «Вечерню Деве Марии» Монтеверди, и это был опыт пространственной литургии – в Никола-Ленивце показали видео по материалам постановки. На минувшей III Московской биеннале современного искусства он представил спецпроект «Москва. ЦУМ», где тема разрабатывалась на материале перформансов российского современного искусства начиная с 1960-х годов. Сейчас литургия и медитация, возможно, хотели напомнить, к примеру, былые лихие акции «Коллективных действий» (тем более что Андрей Монастырский и для Архстояния придумал перформанс). Однако больше походили на пикник за городом с плесканием в фонтанах – Архитектурное бюро «Проект Меганом» устроило посреди пруда фонтан-шутиху в виде стен дома, под душем которых радостно плескались гости. С намеками на многозначительность вроде перформанса Кулика или пришедшей из сборника мифов «Нити Ариадны» от группы «Фемида», ведущей по лесным лабиринтам. Но штука в том, что, увидев все это, все равно хотелось смотреть на «Ротонду» Бродского, возвышавшуюся над полем и удерживавшую зрителя гораздо больше теоретических выкладок про мистику и духовное совершенствование.

Калуга-Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гуманистическая трагедия

Гуманистическая трагедия

Евгений Авраменко

Завершился VIII Платоновский фестиваль искусств

0
723
Нет выше любви, чем жертва собой  за любимых

Нет выше любви, чем жертва собой за любимых

Надежда Травина

В Перми российская премьера спектакля Ромео Кастеллуччи "Жанна на костре" обошлась без живого огня на сцене

0
3168
Как Акакий Акакиевич подружился с Аксентием Ивановичем

Как Акакий Акакиевич подружился с Аксентием Ивановичем

Елизавета Авдошина

Завершился четвертый театральный фестиваль "Михайловское"

0
1068
Опера Генделя "Оттон" впервые прозвучит в России

Опера Генделя "Оттон" впервые прозвучит в России

Марина Гайкович

  

0
882

Другие новости

Загрузка...
24smi.org