0
1507
Газета Культура Печатная версия

11.05.2011 00:00:00

Есть бабушки в русских деревнях

Тэги: театр, практика, спектакль, бабушки


Спектакль «Бабушки» Светланы Земляковой построен по принципу интервью. Молодой журналист Алексей (Александр Кащеев) вторгается с микрофоном в жизнь деревенских старушек. Сначала диалога не получается. Бабушки опасливо поглядывают на микрофон, чинно представляются и неохотно начинают говорить. Алексея не сбивают с толку скупые канцелярские ответы. Он задает вопрос за вопросом – и со временем бабушки раскрываются. Превращаются в бабочек, которым воспоминания о прошлом дают какие-то удивительные силы. Они поют, пляшут (в одном эпизоде даже новомодный танец в лучших традициях хип-хопа), с удовольствием рассказывают о жизни. В определенный момент интервью превращается в исповедь. На сцене – жены, потерявшие мужей, матери, которые не нужны своим детям, бывшие ударницы труда, забытые государством. Пенсии им хватает на небольшие, пускай и вредные радости («мороженку», сыру немного). Да и тут обвесят.

Алексей сталкивается с образом жизни и мышлением русской деревни. Вслед за историями бабушки открывают и свои мысли. Отношения к детям, к смерти, к происходящему в мире (по убеждению одной из героинь, все катаклизмы – начало Страшного суда). И в ходе интервью молодой журналист тоже начинает задумываться о жизни. У него есть семья, ребенок – о них нужно заботиться. Сына хочется хорошо воспитать. Размышления Алексея все чаще разбавляют реплики бабушек. Мысли у него возникают противоречивые, но искренние. Он пытается соединить два мира: современный информационный и уходящий. При помощи звуковых и видеоэффектов даются знаки деревни. Всероссийской деревни. Кажется, еще чуть-чуть и поверишь, что рядом, за дверями театра стоят избы, а как выйдешь из театрального подвала – встретишь запах свежескошенной травы.

Героини смотрят на жизнь с толикой иронии и скорби. Печаль бабушек - приобретенная, а улыбка наоборот - врожденная. Жизнь без этой радости могла быть и хуже. С семью детьми-то на шее. Хранительницам очага все нипочем: работали по восемнадцать часов в день, вечерами, а потом и на пенсии, выступали с песнями и плясками, детей растили, с мужьями жили (пока не умрет – хранили верность, а то поколотит). Шесть разнохарактерных бабушек сыграли молодые актрисы – Инна Сухорецкая, Надежда Лумпова, Марина Ворожищева, Ирина Латушко, Яна Гурьянова и Елена Махова. Они играют, скорее, не конкретных старушек, но типы, знакомые, кажется, с детства. Архетипы. Голоса, интонации и, что важнее, мышление переданы будто бы точно. Стоит закрыть глаза, и желанное превращение свершится. Ведь «превращение не происходит, если за ним наблюдают» (Набоков). Хотя иногда, благодаря игре света, бабушки на сцене оживали. Почти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Посольство РФ в Молдавии внимательно отслеживает динамику политического процесса в республике

Посольство РФ в Молдавии внимательно отслеживает динамику политического процесса в республике

0
295
Рост ВВП в третьем квартале 2019 года ускорился до 1,7% в годовом сравнении

Рост ВВП в третьем квартале 2019 года ускорился до 1,7% в годовом сравнении

0
361
Фигурант "московского дела" Мартинцов останется под стражей по решению Мосгорсуда

Фигурант "московского дела" Мартинцов останется под стражей по решению Мосгорсуда

0
350
Европа идет на обострение c Россией

Европа идет на обострение c Россией

Виктория Панфилова

Ашхабад и Брюссель разрабатывают "дорожную карту" энергетического сотрудничества

0
2501

Другие новости

Загрузка...
24smi.org