0
1548
Газета Культура Интернет-версия

19.03.2012 00:00:00

Постмодернизм без иронии

Тэги: театр, политеатр, премьера


театр, политеатр, премьера Искусственные препятствия не добавляют приятных впечатлений.
Фото Петра Твердова

«Театр начинается с вешалки» – более банальной и пошлой мысли про театр трудно найти. Разве только – про ружье, которое непременно должно выстрелить. Так вот, в Политехе «вешалкой» стала процедура обмена приглашений на билеты с местами. Организована эта процедура была плохо, люди стояли по 40 минут, и спектакль вместо 20 часов начался в 20.45.

Народу пригласили больше, чем мест в зале, вполне возможно, специально для создания атмосферы Политеха начала 60-х на поэтических вечерах, и людям пришлось сидеть в проходах. Для чего им выдали поролоновые подушки. Впоследствии выяснилось, что сидевшие в проходах не позволяют досрочно покинуть зал. Не наступать же в темноте на людей.

А уйти хотелось. Давно уже известные и уважаемые в искусстве люди не баловали москвичей такой отъявленной пошлостью. Первая часть спектакля написана Владимиром Сорокиным в жанре постмодернистского стеба на мотив деревенской прозы. Как бы высмеивая всю эту якобы метафизическую глубину смысла бытовых деталей: «хлебали ложкой топленое молоко», автор вполне в стиле деревенщиков ведет свое неспешное повествование. Без тени иронии. Уместно ли это сегодня? С одной стороны, молодой зритель и знать не знает никакой деревенской прозы, а с другой – в 2012 году постмодернистский стеб может удивить и обрадовать лишь совсем темного зрителя. Для нормального человека с признаками принадлежности к креативному классу такая примитивная интерпретация действительности выглядит почти оскорбительной. Ну нельзя идти к московскому зрителю с таким убогим месседжем.

Вторая часть показывает жалкое номенклатурное ученое существо, обуреваемое во время редкого секса с женой мыслями об «изделии», способном вызвать волну-цунами на погибель Америке. Что лишь подчеркивает бессодержательность литературной основы спектакля. Люди постарше ведь хорошо помнят легендарных советских физиков, от Сахарова до Ландау и от Арцимовича до Капицы, сложность духовного мира и богатство натуры которых заслуживали пера Шекспира. Намеренная примитивизация образов еще сошла бы за авангард в конце 80-х, но теперь…

Пижама в красную полоску, которую надевает актер В.Смехов, под закадровый голос о пижаме в синюю полоску, только оттеняет нарочитость стеба.

А вот указание автора на то, что жена физика надевает платиновые часики, выглядит комично. Сорокин, видимо, не знает, что в 1963-м никаких платиновых часов в мире не производилось. Это символ 90-х. Когда крупные производители платины в поисках новых рынков сбыта облюбовали мир роскоши. Но это так, к слову.

Дебют «Политеатра» Эдуарда Боякова состоялся. Пожелаю ему успеха. Человек он талантливый, только пусть пока воздержится от постановок, сосредоточившись на поиске талантливых текстов и режиссеров. Ведь это культовая традиция Политехнического.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1171
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
825
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
398
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
557

Другие новости