0
1443
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2012 00:00:00

Раскрыто инкогнито

Тэги: музыка, концерт


музыка, концерт В Колонном зале звучала музыка композиторов Латинской Америки.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

7-й фестиваль симфонических оркестров мира движется к кульминации – совсем скоро в Колонном зале Дома союзов выступит коллектив из Хьюстона. А пока идет самая экзотическая и загадочная часть – после музыкантов из Кубы в Москву приехали коллеги из Боготы с национальной музыкой.

Филармонический оркестр Боготы был создан в 1967 году по инициативе некоего сообщества музыкантов, которым, очевидно, не хватало рабочих мест: в Колумбии на тот момент существовал один-единственный симфонический оркестр, да и он был образован в 50-х. Так что искусство академического музицирования – равно как и профессиональное композиторское – в этой стране довольно молодое. Первая программа на фестивале была посвящена музыке преимущественно колумбийских композиторов, а также авторов из соседних стран: Аргентины, Венесуэлы и Мексики. Представитель последней страны – дирижер Энрике Димекке – в настоящее время возглавляет оркестр, у него репутация малериста (то есть признанного исполнителя музыки Густава Малера), отмеченная медалью соответствующего общества, а также пропагандиста музыки латиноамериканских стран. В частности, его «Чакона памяти Чавеса» (известного мексиканского композитора и дирижера) прозвучала в Москве. По сути, это довольно внятная оркестровая обработка Чаконы Генделя, созданная Димекке к памятной дате – столетию Чавеса. Сам же Чавес в 1955 году впервые исполнил «Концертные вариации» аргентинца Альберто Хинастеры – самого известного из всех композиторов в программе; эта пьеса тоже прозвучала в Москве. 11 кратких вариаций предваряла тема, отыгрывающая национальный колорит: лирический и созерцательный, казалось бы, без внутреннего конфликта диалог виолончели и арфы. Правда, бурлеск деревянных и стрелы медных духовых в вариациях добавили колорита в тембровую палитру партитуры и расшатали гладь вступления – заключительные пассажи арфы шли уже, кажется, с контрабасом в шатком, неуверенном верхнем регистре. Кстати, к вопросу о колорите: казалось бы, можно было ожидать от этого концерта буйства танцевальных мелодий, кастаньет, гитары, знойного танго или томной румбы и прочих радостей латиноамериканской музыки. Единственное сочинение, которое отвечало этим представлениям, – заключительный парафраз на темы Лучо Бермудеса «Каламари» Алехандро Тобара. Оркестр на поводу у вкусовщины не пошел и выбрал сочинения, представляющие их авторов как участников мировой музыкальной культуры. В основном они, конечно, работают в неоманере: «Просьба» Адольфо Мехиа Наварро – работа в постклассическом ключе, сюита «Колумбийская земля» Хосе Розо Контрераса – в трепетном романтическом.

Оркестр (а даже для многих профессионалов исполнительское искусство в Колумбии – терра инкогнита) оказался добротным, с хорошим звуком и чистой интонацией, даже отдельные «киксы» у меди не портили общего впечатления. В отношении стиля и владения крупными формами больше покажет вторая программа – с Пятой симфонией Малера (концерт начнется как раз в момент сдачи номера в печать).

Что же касается других концертов фестиваля – осталось, как уже было заявлено выше, самое вкусное: две программы Хьюстонского симфонического оркестра с Моцартом и Брукнером (8 июня), а также Джоном Адамсом (российская премьера симфонии «Атомный доктор») и Шостаковичем. Его Пятую симфонию мы недавно слышали в весьма оригинальной интерпретации Риккардо Мути и Чикагского оркестра, хьюстонцы с Хансом Графон за пультом исполнят Одиннадцатую – ту, что посвящена трагедии 1905 года (9 июня).

А вот российский коллектив, традиционно завершающий фестиваль – на сей раз эта участь выпала оркестру Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, – отличился составлением программы: к Дню России исполнят гимны российских композиторов, известных и не очень. Стихира на праздник Владимирской иконы Богоматери «Вострубите трубою», принадлежащая перу царя Ивана Грозного, откроет концерт, а торжественная увертюра Чайковского «1812 год» завершит. Ну а что в начинке – полюбопытствуйте и сходите в Колонный зал 11 июня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
766
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
796
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1051
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
757

Другие новости