0
2215
Газета Культура Печатная версия

24.12.2012

Семь ночей перед Рождеством

Тэги: минск, опера, рождественский форум


минск, опера, рождественский форум «Князь Игорь»: здесь Русью пахнет...
Фото с официального сайта Минского театра оперы и балета

Гала-концертом известных певцов завершился в Большом театре Республики Беларусь Третий Рождественский оперный форум. По традиции в Минск приезжают зарубежные артисты, директора театров, режиссеры, дирижеры, критики. Общение на сцене, общение за кулисами, в кабинетах, за круглым столом – такую задачу поставили организаторы форума, и она, кажется, выполняется на 100%.

Когда Рождественский форум проходил впервые – тогда с гастролями приехали театр «Новая опера» из Москвы (с «Севильским цирюльником») и гости из Риги (с «Травиатой»), а также артисты из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (приняли участие в исполнении «Кармен»), из Большого и Мариинского театра (выступили в гала-концерте) – в кулуарах прозвучало, что не хватает единственного: национальной оперы. Два года спустя юбилейный, 80-й сезон театра открылся премьерой оперы «Седая легенда» белорусского композитора Дмитрия Смольского, она же открыла и оперный форум.

Опера написана по одноименному роману белорусского классика Владимира Короткевича, он же и автор либретто. Сюжет для оперного жанра традиционный: во главе угла, конечно, любовь, осложненная и вопросами социального неравенства, и ревностью, и жертвенностью. События «Седой легенды» происходят в окрестностях Могилева в начале XVII столетия. На свадьбе аристократа Кизгайло его старинный друг Роман Ракутович признается, что безумно влюблен в его крепостную девушку Ирину, и просит друга отдать ее ему в жены. Кизгайло ошеломлен: как родовитый шляхтич может совершить такое святотатство и повести в храм крепостную? Но дает согласие. Тут противится жена Кизгайло Любка, тайно влюбленная в Романа: она заставляет мужа отправить Ирину в тюрьму. Мужская дружба предана, Ракутович идет брать приступом замок Кизгайло. Во время схватки Кизгайло гибнет, Любка открывает Роману свои чувства. Но тот отправляется в Могилев за Ириной, его войско принимает бой и терпит поражение. Роман пленен, его ждет страшное наказание – отсечение руки. Любка требует, чтобы Ирина отказалась от Романа, иначе ее лишат зрения. Влюбленных пытают, но они не в силах отказаться от своей любви. Впечатляющая история.

Таким же вышел и спектакль Михаила Панджавидзе, главного режиссера театра: зрелищным, динамичным, захватывающим. Зрители принимают оперу восторженно, артисты работают с азартом, даже те, кому пришлось вливаться в постановку за три дня: вместе с ведущими солистами Большого театра Белоруссии Екатериной Головлевой (Ирина), Оксаной Волковой (Любка), Станиславом Трифоновым (Кизгайло) в этот вечер пел солист Большого театра России Роман Муравицкий, который, по его собственному признанию, согласился на участие в спектакле не раздумывая – любит новый материал. А опера Смольского – материал благодатный, здесь и упоительная лирика, и бравурные застольные хоры, и фольклорные образы Белой Руси, и, конечно, звон орудий в батальных эпизодах.

Самый масштабный проект нынешнего форума – гастроли Софийского театра с оперой Вагнера «Зигфрид». Это одна из последних премьер болгарского театра, где осуществляется постановка всей тетралогии «Кольцо нибелунга» («Гибель богов» запланирована на май, а в июне все четыре оперы будут исполнены подряд – к 200-летию со дня рождения композитора). Для Минска это событие беспрецедентное: из вагнеровских опер здесь шел только «Лоэнгрин», да и то в 70-х годах, «Зигфрида» эти стены не слышали никогда. Режиссер Пламен Карталов хотел, очевидно, подчеркнуть мифологическую основу «Кольца»: из декораций здесь геометрические фигуры, подсвечиваемые видеопроекцией, – может быть, обломки планеты, затерявшейся в галактике? В основном это части круга или сам круг – видимо, художник отталкивался от огненного кольца, которым Вотан окружил свою любимую дочь Брунгильду. Персонажи наряжены в фантастические костюмы, напоминающие наряды лесных обитателей (Миме и Альберих) или неведомых пришельцев (Вотан и его наследники). Вкупе с довольно суетливой режиссурой эти ряженые создают порой комический эффект, слабо верится в их божественную и могущественную силу. Но не исключено, что как раз в стиле комиксов и ставил режиссер эту оперу, так что актеры свою задачу выполняют.

Ну а в компании с Вагнером Рождественский форум представил русскую классику: в «Евгении Онегине» и «Князе Игоре» солировали солисты театра и приглашенные артисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году впервые Минск принимал участников вокального конкурса Competizione dell'Opera (в прошлом году он, кстати, проходил в Москве). Победителя объявили, когда этот номер уже ушел в печать. Среди финалистов были и россияне, так что есть надежда, что в числе лауреатов окажется и кто-то из наших певцов.

Минск–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Борис Годунов» в Аргентине

«Борис Годунов» в Аргентине

Елена Лебедева

Хроника гастролей Шаляпина за океаном

0
573
Константин Ремчуков: Референдум в Конституции России есть, но власти его боятся как огня

Константин Ремчуков: Референдум в Конституции России есть, но власти его боятся как огня

1
3678
Россию обвинили в нарушении Минских соглашений

Россию обвинили в нарушении Минских соглашений

Екатерина Трифонова

По мнению международных правозащитников, раздача паспортов РФ украинцам по обеим сторонам противостояния в Донбассе затруднит его реинтеграцию

0
1307
Уйдут ли США  от политики открытого блокирования России

Уйдут ли США от политики открытого блокирования России

Валерий Гарбузов

Визит Помпео в Сочи не сблизил позиций Москвы и Вашингтона

0
3344

Другие новости

Загрузка...
24smi.org